Поездку наметили на три праздничных дня 1-3 декабря, плюс решили пристегнуть к ним еще и пятницу 30-е в виде отгула на работе, чтобы уж наверняка… Целых 4 дня, оторванные от внешнего мира мы будем наслаждаться величественными видами, горным воздухом, физическими нагрузками и отсутствием других людей вокруг!!!
Подготовка
Коротая дни ожидания до поездки, мы основательно изучили ландшафт со спутника и памятуя уже полученный опыт в этой местности состроили несколько маршрутов на каждый день, которые планомерно перекрывали территорию «зажимая в клещи» перспективные места и обходя бедовые. Теоретическая подготовка в этот раз была проведена существенная (не столько важная, сколько предвкушающая).
Все необходимое в поездку я закупил еще в понедельник, заправил машину и стаскал в нее продукты и экипировку, в общем довел до состояния «ключ поверни и полетели». Со вторника по четверг мне предстояла командировка и сразу по прилету мы с Костей собрались выдвигаться. Планы это одно, но в уравнении удачи столько переменных, что с ума сойдешь, в попытке упредить возможные проколы. Южная столица периодически не принимала рейсы, покрываясь густым неподвижным туманам. В Астане, наоборот, разыгрался буран и в окошко такси я наблюдал, как он весело балуясь раскачивает светофоры. Опасаясь, что аэропорт закроют, билет на 18.45 я перебил на 15.30. Приехав в час дня в порт с порога увидел, что мой рейс отложен… началось. Как-то я уже летал в Астану зимой в формате одного дня, а просидел там три. Только этого сейчас и не хватало!
Подхожу к стойке регистрации чтобы узнать прогноз, как надолго я встрял, а мне в ответ «не хотите ли улететь прямо сейчас? Есть свободные места…» Какая удача! Конечно хочу, бегом на досмотр и в самолет, который пулей ускользнул из набирающего силу бурана.
День первый
Из города мы выехали ровно в 00.00 в пятницу.
Поначалу продвигались очень медленно, то и дело увязая в плотном тумане, не дававшем ехать быстрее 30 км/ч, но потом подразогнались и прибыли на встречу со старшим егерем хозяйства «Когершин» - Аманом, как это и было оговорено, в 7.00 утра. Немного расстроились от новости, что приютивший нас в прошлый раз вагончик нынче занят другими охотниками, а значит места охоты будут другими и вся наша спутниковая разведка и разработанная стратегия были лишь ненужной суетой. С другой стороны, нам представлялся шанс изучить еще один край угодий и вполне может оказаться, что он не хуже. Ну а в разведке боем тоже есть свои прелести.
Минут через сорок петлявой дороги, следуя за УАЗом Амана мы выехали к вагончику, брату-близнецу того, в котором мы бытовали в прошлый раз. Стоит отметить, что такие вот вагончики на двоих-троих (четверых со скрипом) охотников – отличная идея в организации горного охотхозяйства, с небольшим бюджетом. Неприглядные на вид, они тем не менее, позволяют комфортно пережить любую непогоду, просохнуть, просушить экипировку, отдохнуть, набраться сил.
Дрова в этот раз были в изобилии, большое спасибо за заботу руководству хозяйства, вероятно им на глаза попался мой отчет. Мне даже стало как-то неловко за высказанную критику. С другой стороны, без обратной связи с клиентами ни один бизнес (особенно в сфере услуг) не может быть успешным.
Горный массив, как он нам представился фронтальным видом от вагончика, был очень живописен. На дальнем фоне забор из оскалившихся пиков, некоторые из них принимали весьма причудливые формы, словно поколотые гигантским топором.
Ближние предгорья состояли из одного короткого ущелья направо и трех, уходящих в левую сторону. Вход в самое левое был уровнем ниже нашего вагончика. Относительно недалеко от нас слева из общего ландшафта выделялась гора с довольно крутыми склонами, но почему-то со скругленной шапкой, которую мы нарекли «Лысой». Оба левых ущелья упирались в нее, образуя небольшие цирки.
Осмотревшись и созвонившись с Димой-Чебаком, который здесь тоже побывал, мы по его совету выдвинулись изучать короткое ущелье направо, решили подняться на его гребень, чтобы выйти на хорошую панораму и провести рекогносцировку на местности.
Надо сказать, что эффективно биноклевать в этот пасмурный день было крайне сложно. Частично стаявший снег образовал пеструю картинку из мелкой черно-серо-рыже-белой мозаики, от вида которой в глазах рябило.
Минут через сорок наблюдения я заметил силуэт животного с необычным, светловатым окрасом, больше похожим на рыжую домашнюю козу. Долго силился рассмотреть его в 10 крат при слабой освещенности, но так не смог понять, тек это или косуля. Существо оказалось скромным, и пока я наводил Костин взгляд в нужную точку, чтобы узнать его мнение, «блондинка» зашла за камень. Желая рассмотреть животное с другого угла, мы принялись карабкаться выше. Далеко внизу из-за горы открылся вид на наш лагерь: вагончик, машина и… какой-то маленький черный столбик возле нее. Я взялся за бинокль. Столбик принял обличие человека, который прислонившись ладошками к тонированному стеклу с пристрастием изучал содержимое салона. Затем он сел на корточки и начал шарить руками под колесными арками, как мне тогда показалось – искал ключи. Обошел вагончик, подергал его дверь и скрылся с тыльной стороны машины. Минут через пять напряженного наблюдения я увидел, как человек начал удаляться от нашего лагеря в сторону оврага, при этом под мышкой у него торчала палка с широким обухом. Ружье!!! У нас в машине как раз оставалось два гладкоствола, которые мы прихватили с собой для охоты на кекла. Вполне возможно, что человек разбил камнем заднее стекло машины и теперь убирается восвояси, прихватив одно из ружей. Мы вприпрыжку понеслись к лагерю быстро разменивая так неторопливо набранные метры высоты и через 20-30 минут были уже у машины – ЦЕЛА! Радостно, что наши опасения оказались беспочвенны, грустно от бесполезно потраченных сил на подъем и упущенного времени. Догнали любопытствующего субъекта – им оказался молодой парень, чабан, владелец земли, как он представился. В руках у него действительно было ружье – традиционный ИЖ-18, винтажно инкрустированный раковинами и изолентой. На наш вопрос «Чего хотел у машины?» сказал, что собирал стадо. Крузак похож на корову? Впрочем, уже не важно, все вещи на месте, а в повышенном любопытстве жителей отдаленных районов к приезжим нет ничего удивительного. Чтобы как-то сгладить неловкость ситуации перевели разговор на другую тему.
- Дима давно здесь был?
- О…. Дима, да! Жил в здесь месяц назад. Не боится, один в горы ходит. Хороший охотник!
Чего же теперь дальше делать? По прогнозу сегодня вечером ожидался снег с дождем, поэтому отбросив навязчивое желание подрыхнуть хоть пару часиков после бессонной дороги мы на скорую руку заготовили дров на ночь
и выдвинулись изучать среднее левое ущелье. Костя побрел правым склоном, я левым. Ущелье внизу было основательно истоптано домашним скотом и обувь то и дело пробуксовывала по раскисшему помету. Приятного мало, поэтому я не видел смысла тратить здесь время на наблюдения, а торопился скорее набрать высоту, чтобы побыстрее выти ярусом выше. Да и шансов остаться незамеченным для гипотетической дичи на лежке не было вообще. Полчища кеклов переливисто гоготали над каждым нашим шагом - нашими нелепыми на их птичий взгляд формами, отсутствием крыльев и недоразвитыми клювами. Ущелье было просто забито кеклом до отказа, такой его плотности мне раньше наблюдать не доводилось. Чтобы уже не возвращаться к этому после, озвучу удивительный факт – за последующие три дня я больше ни одного кекла не встретил и даже не слышал. Почему? Я без понятия…
По левому гребню я вышел к просторному цирку возле лысой горы на минут сорок раньше Кости и устроился под куст изучать окрестности. Видового зверя мне приметить не удалось, но все равно места были просто замечательные и очень перспективные в плане охоты. В бинокль я находил переходы, копки, по дороге встретил пару косулячих лежек.
Густой арчевник напротив мог легко скрыть не то, что гурт кабанов – там потерялось бы и стадо бегемотов.
Появившийся на противоположном склоне Костя разделил по рации мой восторг – замечательное место! Он тоже нашел много следов присутствия зверя. Решили завтра непременно наведаться сюда после снегопада.
В этот момент неожиданный порыв ветра из соседнего ущелья заставил меня развернуться. От увиденного мне сделалось нехорошо – плотная белая мгла, поглощая все вокруг быстро заползала в цирк.
Коротенько переговорив по рации, мы сошлись во мнениях, что от погоды не стоит ждать ничего хорошего и решили экстренно спускаться: Костя по дну ущелья, которым мы сюда пришли, мне чтобы спуститься туда, предстояло сперва подняться. Дно соседнего ущелья было ближе, видя его впервые, я резонно предположил, что это и есть левое нижнее от нашего вагончика ущелье.
Некоторое время я медлил с решением. Но вот в просвете облаков на дне стала различима едва заметная колея – она то точно приведет меня к жилью при любой видимости, решил я и начал стремительный спуск.
Спешить было куда, штормовой встречный ветер загонял облако в цирк и как будто прессовал его. И без того плотная мгла сгущалась на глазах. Видимость быстро уменьшалась со ста метров до пятидесяти, а потом и того меньше. Когда я спустился до колеи силуэты расплывались уже за пять метров. Благо у меня под ногами был четкий ориентир, и я особенно не переживая топал по колее, успевшей стать уже более основательной после пройденного летнего стойбища. Я шел в надежде через некоторое время увидеть пересекающие эту колею следы моей машины, по которым я уж точно доберусь до вагончика. Главное – опередить осадки, т.к. весь день не смотря на пасмурное небо температура держалась в районе +10 и я был одет соответствующе: термобелье и легкая флиска поверх. Связи с Костей прервалась, ведь мы бежали по дну соседних ущелий. Через пол часа рация ожила – хороший знак, значит мы оба где-то на выходе и относительно недалеко друг от друга. Но тут моя дорога начала подкидывать головоломки: развилка – хорошо накатанная пошла направо вниз, секунду помедлив я на нее не перешел – в поселок мне не надо. В моей картине окружающего мира, если это действительно левое нижнее ущелье от вагончика я должен выбирать постоянно самый левый путь. Так я и делал, пока не уперся в тупиковый отщелок с пасекой… таааааак, никакой пасеки я в округе не видел, где я вообще? Немножко запереживал, план оказался не такой уж и идеальный, особенно учитывая тот факт, что небо начало поплевывать осадками мне в лицо. Вернулся назад и на развилке выбрал дорогу чуть правее – справа нарисовался стог сена. Его я тоже видел в первый раз, но это уже есть где пережить шторм, если придется худо. Дорога полезла круто в гору и к своему облегчению за этим перегибом я увидел наконец-то вагончик. В самый раз, потому что над землей полетели белые мухи, причем что характерно, летели они параллельно земле под действием сильного ветра. Минут через 10 до спасительного вагончика добрался и Костя. Занавес над нами упал окончательно, когда белая мгла смешалась с сумерками. Этот «коктейль» впечатлений я запомню надолго. Забившись в вагончик, мы растопили печку, развесили вещи сушиться и принялись ужинать, прислушиваясь к шторму снаружи.
От бессильной злобы он то и дело завывал в дымоход нашей печки и изредка даже слегка покачивал вагончик в надежде выманить наружу. Через пару часов я поддался на его уговоры по физиологической необходимости и мне стало как-то жутко. Ветер валит с ног пробирая холодом до костей, видимость нулевая, … того и гляди костлявая рука белого ходока протянется из пелены, схватит за причинное место и утянет в небытие…
Ведь наверное не зря буран, от которого я ухитрился убежать в Астане, сутки гнался за мной и настиг в этом безлюдном месте.
Мысли из серии "мне сорок пять лет, а ума все нет и нет..."