Очередная тема подготовки к горной охоте . Думаю не ошибусь если скажу , что процентов 80 охот в горах подразумевает использование в каком то объеме лошадей . В отличие от Европы у нас огромные горные массивы лишены дорог и других путей сообщения , так мой один знакомый из Швейцарии говорил , что до места охоты добирается на горном трамвайчике . ))) У нас до угодий с высокой концентрацией копытных нужно добираться на лошадях . Это конечно значительно упрощает процесс и бережет силы охотнику , но только в том случае , если снаряжение не подведет , конь не взбрыкнет и наездник имеет хотя бы элементарное представление о том что такое верховая езда в горах .
Езда верхом , даже по равнине, это серьезный стресс для не подготовленного человека , тезис не относиться к потомках лихих казаков или казахов ))), у которых «езда верхом в крови» ))). Помню один мой друг так описал первые ощущения после круга галопом на ипподроме - " мне показалось , что каждый внутренний орган моего организма хотел оторваться и только желание жить удержало меня в седле )))". А без смеха , скажу , что езда верхом - это наиболее , травмоопасное занятие в процессе горной охоты , не хочу никого пугать , но только в прошлом году , мне довелось выручать парня, упавшего с лошади и сломавшего кости ног ; кроме того в 2013 году погибло, упав с лошади ( с лошадью) двое егерей , у одного лошадь поскользнулась и его затянуло под лед , второй получил перелом основания черепа тоже упав в реке .
Сам в сезоне 13 года трижды падал с лошади из за плохой конной упряжи и один раз вместе с конем на скользком сазе . Поэтому если вы вышли на тропу горной охоты , постарайтесь пройти курс элементарной верховой езды , думаю ипподром есть в любом городе . Равнина конечно , не даст вам окончательных знаний поэтому предмету , но научит вас не бояться вашего четвероного друга , а также немного держаться и управляться в седле . Именно " неадекватное" поведение наездника в начале приобретения горного опыта становится причиной травм и падений , поэтому ниже несколько советов для начинающих , но сначала немного подтянем " матчасть ".
Снаряжение для верховой езды Основа - это конечно седло , о моделях чуть позже , седло служит для распределения вашего веса равномерно по всей спине животного , наиболее часто используемые седла в наших краях , так называемые , кавалерийские . Седло укладывается на потник , плотное одеяло из войлока или других материалов , создающее дополнительный комфорт лошади . Стремена и путлища , это ремни и стальные скобы для ног . Подпруги- ремни которые фиксируют седло на лошади , их должно быть две , одна фиксируется на передней части брюха , вторая на задней . Подхвостник , фиксирующий ремень на крупе лошади , не дает седлу сползать к голове при спуске с горы .
кавалерийское седло в полном комплекте
Нагрудник ремень охватывающий грудь лошади , крепящийся к седлу и подпруге , не дает сползать седлу при подъеме вверх . Уздечка система ремней одевается на голову животного , имеющая в своем составе алюминиевый сегмент , который помещается между челюстями лошади , называющийся удила . Уздечка это основной элемент управления животным . Коржын - переметная сума , сдвоенный баул для вещей приторачиваемый к седлу , за седоком . Аркан , толстая веревка , метров 5-6 длиной для подвязки копытных на отдыхе . Подковы , хорошие шипованные обеспечат надежную сцепку на любой поверхности , лошади должны быть подкованы!
не полный комплект для фиксации седла используется только подхвостник и одна подпруга
Этап первый , выбор лошади : будьте откровенны с принимающей стороной , скажите , что на лошади вы полный чайник и пусть дадут самую спокойную . Лошадь , как и собака обладает довольно высоким интеллектом , ученые считаю его сопоставимым с интеллектом четырехлетнего ребенка . Поэтому у лошадей есть чувства и характер , это значит , что вам может попасться животное со скверным характером , оно не будет выполнять команды , возможно даже просто проигнорирует вас .
Лично я стараюсь до того как окажусь в седле подружиться с конем , поговорите с ним , угостите его яблоком или кусочком соленого хлеба , потрепите его за ухом , но главное не надо его бояться , шарахаться при первом движении . Ваша неуверенность быстро будет распознана животным .
Конь должен чувствовать уверенность наездника и знать кто главный , не стесняйтесь камчой или хорошим прутиком дополнительно замотивировать его . Это не значит , что нужно избивать животное)), покажите ему твердость и неотвратимость наказания , если дали команду - добивайтесь ее исполнения . Лучшими ездовыми лошадями для городских , я считаю меринов ( кастрированные кони) , конечно жеребцы ходят лучше , но как правило все с характером и управляться такими могут только местные . Мерин почти всегда спокойный , покладистый и управляемый .
Много лет я охотился в одном хозяйстве , там был отличный мерин , по кличке Ландкрузер ))), за десять лет он ни разу меня не подвел , поэтому когда его списали , выкупил его и сейчас он просто пасется и катает детей , отличный был конь . Кстати у лошадей прекрасная память , совершенно точно , они вспомнят вас и через несколько лет .
Этап второй снаряжение : идеальный комплект для передвижения на лошади , включает в себя удобное седло с двумя подпругами , подхвостником и нагрудником и уздечку с длинным поводом . Лишь несколько раз , за всю горную карьеру на моей лошади был полный комплект снаряжения ))), причем ситуация такая везде , не зависимо от региона , я уже не говорю , что как правило везде нет нагрудника и подхвостник довольно редок , но за частую седло держится на одной ! подпруге , смастеренной из подручных материалов .
Все мои падения в том году были из за обрыва единственной подпруги , поэтому никогда не садитесь в седло на одном ремне . Две подпруги - это минимум ! Эта ситуация довольно просто решается приобретением в собственность , набора из уздечки , пары подпруг и подхвостника с нагрудником . Возите с собой на охоту этот минимум , если свое седло не помещается в машину . У меня уже лет 8 полный комплект с седлом ,))) осталось только начать всегда возить с собой и меньше верить в увещевания , что конная упряжь на месте в полном порядке , это всегда преувеличение ))).
Кроме безопасности важная составляющая это комфорт . Сразу отрегулируйте по длине стремена , ноги должны быть лишь слегка согнуты , с таким расчетом , что бы на прямых ногах расстояние от паха до седла было пару см . Повод уздечки должен быть достаточно длинным , что бы компенсировать длину при наклоне головы животного , иначе можно ее потерять . Снаряжение в коржынах или притороченное к седлу сзади не должно мешать вам свободно залазить и слазить с коня , если вам кажется , что груз вызовет дискомфорт при езде , решайте это сразу , на маршруте возможно не будет возможности перегружаться .
После того как проводник затянет подпруги попробуйте потянуть за нее , это даст вам возможность оценить силу с которой она затянута и в последствии контролировать натяжение , часто на маршруте при остановках проводник расслабляет ее , а затянуть забывает , вы прыгаете в седло , оно скручивается и вы падаете под откос .))) Комфорт вашей поездки напрямую зависит от «соосности» вашего седалища с формой сиденья на седле , по опыту замечу , что часто они не совпадают , поэтому используйте для более комфортной езды корпешку( плоская подушка ) из ватина или другого материала нивелирующего эти несоответствия )).
Длительные поездки без последней на кожаном сиденье обычно заканчиваются кровавыми мозолями , на самых деликатных местах))). Еще одно - мотиватор ))), хорошая камча это уже даже не снаряжение , это предмет прикладного искусства , я свою нашел в горах ( это очень хорошая примета ) , камча много говорит о хозяине , но главное это не только инструмент для понукания , казахи считают, что "сатана боится желтой камчи" , это своего рода оберег . ))) История великого Чингизхана , началась с того , что он нашел " золотую " камчу . )))
старый кусок шнура тоже подойдет.)))
Простой ивовый прут , правда признаю , со своими обязанностями тоже не плохо справляется ))). Для воздействия, кстати нет необходимости постоянно хлестать животное по бокам , достаточно обозначить движение взмахами , только не крутите плеткой около головы коня он может инстинктивно резко дернуться в сторону .
Теперь, как управляться с конем, ( будем считать его мерином ) , - первое не подходите к животному сзади , оно может испугаться и инстинктивно пнуть , «не переведи Господь» ! , однажды моего товарища пнул вредный мерин , хорошо попал в приклад карабина , обошлось , пришлось всего лишь купить новый приклад . Кроме того , редкие экземляры кусаются ))),
как видно на фото , всего пару см отделяло моего пострадавшего товарища от самого ценного ))), поэтому не теряйте бдительности , если увидите что конь слишком активно вас обнюхивает ,скажите ему что нибудь строго , они понимают интонацию.
-Второе - садиться на лошадь надлежит с левого бока , это пошло от кавалеристов , у которых сабля не давала садиться с другой стороны , многие кони не любят что бы на них садились с право ! При посадке, держите повод левой рукой, крепко и коротко (повод натянут) , этой же рукой держитесь за гриву (коню не будет больно ))) , новички обычно хватаются за переднюю луку седла , это не правильно .
Левой ногой попадаете в стремя , если с растяжкой проблемы или конь высокий , не стесняйтесь подвести коня к камню или бревну , что бы легче было его оседлать . Опираясь на стремя и подтягиваясь рукой , закидываете правую ногу через седло. Вставив вторю ногу в стремя , поднимитесь на выпрямленных ногах , поправьте корпешку и одежду , что бы не было складок и других неудобств. -Третье – команды управления лошадью на территории Содружества , скорее всего одинаковые . Чу – вперед , Трр – стоп . "Налево" , "направо" , "быстрее" и другие команды голосом лошади не понимают . Некоторые понимают нецензурную брань , естественно на национальном языке ))).
Остальные команды передаются тактильно ,так команда налево и направо осуществляются потягиванием повода в ту или другую сторону , команда «чу» сопровождается ударами каблуков по бокам животного и (или) ударом камчи по крупу животного , а «трр» натягиванием повода на себя . Как правило , в походе первым идет проводник и остальные лошади идут в след , но если вдруг вы остались без каравана , выбирайте только торные тропы , новичку по косогору одному ходить не рекомендуется .
Опасные – сложные места , где потенциально лошадь может сорваться , например на каменных оползнях , держите ногу в стремени на носке , что бы успеть выскочить и не ленитесь спешиваться если участок очень опасный , рекомендую также спускать лошадь с горы в повод , тк на спуске со всадником они устают больше чем на подъеме , в то время как для охотника такая прогулка только разомнет ноги . Опасайтесь мокрых глиняных троп и снега с морозом после дождя (образуется на тропе ледяная корка) , кони скользят и бывает срываются всеми четырьмя ногами . При прыжках через арыки и канавы , амортизируйте ногами .
Особенности конной езды в горах . Сидя в седле не забывайте , что под вами живой организм , который хоть и сильный, но имеет свой запас прочности . Горы требуют от всадника дополнительных усилий , в отличие от поездок на равнине . Ваша генеральная задача , не превратиться в мешок с прелестями , водруженный на спину лошади )). Всадник должен все время балансировать , помогая животному удерживать равновесие , как на родео , вы должны переносить центр тяжести , в зависимости от движений коня , если поднимаетесь вверх – наклоняйтесь вперед , ближе к шеи ,
если спускаетесь с горы – отклоняетесь назад , иногда практически приходиться ложиться на круп, а при боковых завалах смещайтесь в противоположную сторону .
Более активно распределяйте вес за счет упора ног в стремена , при движении в гору не стесняйтесь подмахивать ))) в ритме движения . Старайтесь не переутомлять коня , иначе он может лечь и не встать. И самое главное , не старайтесь думать за коня , у него четыре ноги , а у вас две ! Лошадь мыслит по своему и гораздо лучше знает , куда наступить , что бы не упасть , они тоже не хотят боли и боятся переломов!.
На балагане . На временной стоянке или в базовом лагере , необходимо уделить немного внимания вашим четырехногим помощникам , обычно это обязанность коневода , но на всякий случай распишу . Первое , расслабить подпруги , но ни в коем случае не снимайте сразу седло с потником , лошадь должна остыть , в зависимости от времени года , от часа и дольше , в мороз можно вообще седло не снимать .
Второе , расслабить уздечку и вытащить удила , чтобы конь смог спокойно пастись , при этом повод заматывается вокруг уздечки , что бы конь не запутался ногами . Третье , стремена подвязываются на верхней части седла , бывает кони от усталости ложатся и тогда стремя может ранить животное или зацепиться за что нибудь . Четвертое , коржыны и другие притороченные к седлу грузы долой , лошадь попытается избавиться от надоевшего груза катаясь на спине.
Пятое , коня надо либо стреножить либо привязать арканом , что бы он не ушел домой , такое довольно часто случается .
Переход водных препятствий в брод , в путешествии вам однозначно нужно будет переходить горную реку в брод , это всегда опасно , во первых вы не видете что под водой и лошадь может оступиться , во вторых ее сносит мощным горным течением . Особенно опасно переходить в брод большие реки зимой , тогда часть русла покрыта толстым панцирем льда , но на быстринах , как правило более глубоких льда нет и лошади со всадником и грузом необходимо сначала прыгать по льдинам , потом спрыгивать в бурный поток , а потом снова выбираться на лед , закраины которого весьма тонкие и хрупкие . Пару лет назад , из за лавины которая перекрыла тропу , нашей группе пришлось дважды ночью переходить такой брод , словами пережитого не передать , про себя молился все богам и поклялся больше в такие авантюры не ввязываться ))).
К несчастью именно на этой реке при таких же обстоятельствах погиб егерь крайней зимой , конь поскользнулся и его затянуло под льдину . В целом при переходе в брод держите дистанцию до впереди едущего 3-4 метра , тогда ваш конь сможет ориентироваться по впереди идущему и это уменьшит риски . Кстати такую дистанцию нужно держать и на спуске с подъемом , что бы не мешать другим всадникам , плюс это вас обезопасит от срыва лошади впередиидущего и от ударов веток по лицу при преодолении зеленых преград.
Бывает что глубина речки больше чем высота лошади , тогда лошадь начинает плыть ))), это легко заменить по существенному сносу вниз по течению и отсутствия характерного стука копыт о камни . Не паникуйте ! лошадь может спокойно плыть вместе со всадником на спине ! ,сидите как сидели и не мешайте животному справляться с ситуацией , короче максимум что вам грозит , если ниже по течению нет порогов ))), это мокрые ноги.
Перевозка оружия и штурмового рюкзака . В связи в густой растительностью в наших горах , а также как правило не чищеных троп считаю, что карабин нужно везти на спине , через голову . В таком случае ружье крепко сидит на погонном ремне , при том что обе руки относительно свободны , левая держит повод ,на правой весит камча . Руки вам понадобятся , что бы защититься от колючих веток и кустов , через которые зачастую приходиться пробиваться .
Кроме того если ветви поперек тропы слишком низко , необходимо правой рукой провернуть карабин вокруг шеи , что бы он не цеплялся за препятствие . Перевозка в кобуре рюкзака в виду данных обстоятельств не рекомендуется , можно улететь из седла из за зацепа карабина или испортить снаряжение.
Штурмовой рюкзак одеваю на спину , он не такой тяжелый и не вызывает усталости , зато предохраняет позвоночник от травм в случае падения на камни , да и карабин благодаря рюкзаку сидит по вертикали. Все варианты с пристяжной к седлу кобурой, не работают , очень высок риск что при завале лошади , своим весом она погнет ствол или свернет оптику.
Из всего выше сказанного выходит , что если вы живете в пределах авто доступности гор , то вам нужно собственное седло , если нет, то минимум комплект из универсальной подпруги 2шт , подхвостника и нагрудника , вес даже для самолета не большой , это снаряжение вполне универсально и подходит практически ко всем номадским седлам .
История седла , с передней и задней лукой и железным стременем , насчитывает полторы тысячи лет , это базисная инновация народов Тюркского Каганата .
Думаю тысячелетний опыт наших славных предков , заслуживает уважения , в результате селекции сейчас в строю два типа седел , одно «степное» известное также как казахское или ковбойское , на фото снизу.
седло "вестерн"
седло "казахское"
Рожок на передней луке у этих "чабанских" седел , для охоты сплошное мучение , на подъмах вы бьетесь точно солнечным сплетение , о него разбивается бинокль , он мешает спрыгнуть "через голову" , задняя лука не удобна при крутых подъемах , получается как будто вываливаешся из седла .
Седло "кавалерийское"
И одно «горное» за последние сто лет получившее название кавалерийское. Особенность кавалерийского седла в том что оно максимально равномерно распределяет нагрузку на спину лошади , при этом оно довольно комфортно для наездника . Высокие передняя и задняя луки , гарантируют надежную посадку на подъеме и спуске , ничего лишнего , седло легкое и эргономичное . Верх седла как правило кожаный , полки седла (то что передает нагрузку на спину лошади) отделаны войлоком , потник толстый под всем седлом . В общем , это лучший выбор для передвижения на лошади в горах .
Можно будет еще одну главу добавить о коржуне , но это потом...
Коржын – переметная сума , спаренный баул цепляющийся за заднюю луку седла , самая удобная модель для транспортировки груза на лошади , правильные коржыны это большая редкость , используют их сейчас не часто , поэтому производители как правило ими не занимаются . Обычно используются материалы типо брезент , реже кирза или банерная ткань .
Минус тканевых в том что они рвутся цепляясь за острые сучья на маршруте , самые хорошие из баннера , из которого делают надувные лодки , этот крепкий армированный материал не только отлично «держит удар» , но влагонепроницаем , что очень важно во время переходов с дождями и при транспортировке мяса . Для длительных экспедиций лучше использовать усиленные пластиковые ящики , как внутренние вставки , потому что сухие продукты и мелкое снаряжение в мягких мешках ломается и портиться в моменты когда лошадь трется боками о деревья или скалы на узких тропах .
Еще пара моментов которые нужно знать .
Движение ночью на лошади , процесс для всадника не приятный , и так не в своей тарелки , а тут еще самому ничего не видно , не бойтесь ночное зрение у лошади гораздо лучше чем у человека и в свете звезд она всегда найдет дорогу . Использование фонариков для подсветки не рекомендовано , особенно ярких фонарей спотов , лошадь пугается белого света ночью , мощный луч ослепляет ее и может привезти к необратимым последствиям . Правда на иных маршрутах , форсировании рек , так страшно ))) , что лучше все таки воспользоваться фонарем .
Самый лучший вариант использовать красный свет наголовного фонаря , лошади его не различают , в сложных местах , на камнях можно аккуратно включить рассеянный белый свет , на самой низкой яркости , поэтому уже много лет эксплуатирую фонари Блэкдаймонд у которых есть и красный свет и опция диммирования рассеянного белого .
Не лишним будет добавить что движение по горным тропам происходит, как правило шагом , в это время вы свободно сидите в седле , в левой руке повод , держите его крепко , иногда лошадь спотыкается и нужно ее поддержать , в правой руке камча . За седло не нужно держаться руками ! Редко , по дороге домой лошади переходят на рысь , для наездника это самый не удобный ход лошади , нужно амортизировать ногами и двигаться телом в пояснице .
Галопом на маршруте не скачут , лошадь быстро устает. Ходят лошади тоже по разному , мне больше всего нравиться ход иноходцев , меньше трясет и разваливает.Но это в наших горах большая редкость. Горные кони в Тянь Шане , Алтае не высоки , но крепко сложены , короткая спина , крепкая шея – это для гор .
Самый невероятный мерин возил меня по Белухой (казахстанский Алтай) , крепче и умнее коня не видел , со мной на спине он запрыгивал , как козерог на полутораметровые скалы . К сожаленью в мае когда хотел его выкупить , узнал , что хозяин его пропил зимой , не дождавшись . Но у нас в алматинских горах , не редкость хорошие кони , наши большие друзья и надежные помощники.
В каждой поездке вспоминаю что нибудь новенькое , поэтому буду редактировать тему добавляя советы .
1) на маршруте нельзя поить лошадей , как и нельзя их поить до тех пор пока они не остынут (от часа и больше) 2) не рекомедуется давать есть траву на ходу , это может быть черевато падением , если на спуске лошадь наклоняет голову к земле 3) если вас рассаживают на номера по горе , держите лошадей вместе , иначе они начнут ржать , пытаясь установить где кто из собратьев , тем самым выдавая ваше месторасположение 4) в начале сезона , при длительной езде , часто начинают болеть колени , это не страшно . Высвобождайте по очереди ноги из стремян , что бы востановить кровобращение . 5) Если сильно затекает седалище , пересядьте на бедро , при этом центр тяжести держите на оси седла , наклонив тело в ту или другую сторону.
доброго времени суток! Очень полезная информация, спасибо Али, как всегда все своевременно пишите! По поводу индивидуального седла полностью с Вами согласен! до прошлого года также пользовался тем что есть у наших проводников, но в прошлом году как раз по поездке в Алматы купил в Мрегене полный комплект кавалерийского седла (не реклама, а как есть) по моему за 42 тыс и сейчас как только выезжаю на горную охоту или просто в горы вожу собой, дома на балконе изготовил деревянную подставку. по дороге помещается в обычный мешок занимает всего ничего зато кайфа во время верховой езды не описать, кстате егеря или проводники или чабани удивляться увидев свое снаряжение и часто дают самую лучшую лошадь как знак уважение, когда привозишь собой свое седло это для них означает уважение к их атрибутам "по понятиям горной философии" и самое главное значительно облегчаешь их работу, обезопасив себя. Я например выходные выезжаю загородные конные клубы, запрягаю сове седло а самое главное во время прогулки привыкаешь или конкретно узнаешь свои заданные параметры (длина стремени и т.д.). В общем я тоже полностью согласен с Али, что лучшее иметь свое качественное снаряжение, особенно в горной охоте!