Ваш город: Не выбрано

Охотничье хозяйство и экологический туризм



Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Охотничье хозяйство и экологический туризм, Размышления эксперта по экологическому туризму об охотничьем хозяйстве.
 
Охотники и зеленые – объединяйтесь!
Месяц назад мы сидели в кафе с Дагмар Шрайбер и разговаривали об охотничьем хозяйстве. Дагмар – гражданка Германии, прожила в Казахстане не один год, написала несколько популярных в Европе путеводителей по Казахстану и Центральной Азии и получила известность не только как эксперт по экологическому туризму, но и как популяризатор идей защиты природы региона. Дагмар не стала скрывать, что поначалу, слово «охотничье хозяйство» вызывало у нее, как и у большинства зеленых крайне негативные эмоции. Если правоверному «зеленому» предложить совершить тур в «охотничье хозяйство», он брезгливо сморщится, не захочет черпать возвышенные эмоции из одного источника с противными охотниками.
Но, если экологический турист не хочет ехать в охотничье хозяйство, то куда ему поехать? Выбор не велик: либо в заповедник, либо в национальный парк, либо на какой-нибудь участок госземзапаса, не имеющий статуса охотничьих угодий. Ему придется смириться с тем фактом, что все без исключения национальные парки и заповедники тоже относятся к системе охотничьего хозяйства, а ехать в поисках диких животных на неохраняемые территории госземзапаса не придет в голову даже самому убежденному противнику охоты. Все знают, что там давным-давно не осталось никаких животных.
Разбираться в наших реалиях Дагмар начала с этимологии словосочетания «охотничье хозяйство». Если на западе научную систему управления ресурсами животного мира и его среды обитания называют “Wildlife management”, то у нас исторически так сложилось, что эта сфера деятельности относится к компетенции Комитета лестного и охотничьего хозяйства и называется «охотничье хозяйство». Эта целая отрасль народного хозяйства, которая включает в себя не только умерщвление животных, как думают некоторые, не очень компетентные «зеленые». Главная задача охотничьего хозяйства – это создание организационно- финансовых механизмов устойчивого управления ресурсами Дикой природы. 110 млн гектаров охотничьих угодий закреплены за 650 охотничьими хозяйствами, на содержание которых в прошлом году например потрачено 1415.3 млн тенге.


Только на зарплату егерской службы около 1229,2 млн. тенге. Кроме охотничьих хозяйств, в систему Охотничьего хозяйства Республики входят организации занимающиеся исключительно охраной животного мира: инспекции охраны животного мира, Казохотзоопром (охрана краснокнижников), заповедники и т.д.


- У экологических туристов сильны антиохотничьи настроения, - сказала Дагмар, - но теперь похоже настало время переосмысливать свои этические принципы . Любая человеческая деятельность должна рассматривать не эмоционально, а экологически. Я бы сказала социо-экологически. Должны просчитаться косвенные экологические последствия любой деятельности.

Постепенно, за чашкой кофе, мы вдруг выяснили, что, конфликт между охотниками и «зелеными» происходит от непонимания таких простых вещей, понять которые намного проще, чем, например, освоить некоторые компьютерные программы, с которыми без труда справляются ученики средних классов. Да, в общем-то, на бытовом уровне все, даже те дети, что не владеет компьютерными программами, прекрасно понимают, что диких животных можно увидеть только на территориях, где хозяйственная деятельность ограниченна. Например, в огороженном бетонным забором охотхозяйстве Карачингиль, очень много диких животных, гораздо больше, чем в любом заповеднике.

Внутри территории нет ни одного арендатора, зато очень много охраны. Сотрудники охраны настолько заинтересованы в своей работе, что успешно преодолевают свои выработанные эволюцией охотничьи инстинкты и питаются купленным на базаре мясом. Столь счастливое для животных стечение обстоятельств объясняется просто: видимо , владельцы охотничьего хозяйства Карачингиль прекрасно понимают, что нужно диким животным: немного свободной от хозяйственной деятельности земли и стабильное финансирование егерской службы. С одной стороны оленям Карачингиля повезло, что у их хозяина с финансами все в порядке и не нужно голову ломать, из каких шишей выкраивать зарплату егерям, с другой стороны Карачингиль – это единственное в Республике охотничьем хозяйство, где охотничьи угодья являются основным видом землепользования. Никаких арендаторов, а количество личного скота у егерей строго ограниченно.
А вот на территориях многих других хозяйств братьям нашим меньшим не так хорошо живётся. Там нет заборов, и им приходится делить одни экосистемы с местными жителями, которые тоже хотят есть, пить и размножаться, ежегодно увеличивать численность своего домашнего скота и, нужно сказать прямо, имеют на это моральное право.
И специалисты по экологическому туризму и министры и первоклассники прекрасно видят, что в наших условиях дикая природа не выдерживает такого антропогенного пресса , что буквально на глазах исчезают целые популяции, но ничего изменить никто не может. На данном этапе развития государство не в состоянии создать везде заповедники, выселить с заповедных территорий сотни тысяч людей и нанять тысячи высокооплачиваемых охранников, чтобы этот заповедный режим соблюдался.
Государство возлагало большие надежды на частные охотничьи хозяйства, обязанные обеспечивать безвозвратные вливания в охрану закрепленных охотничьих угодий. Но надежды на немотивированную щедрость оказались наивными.


Основные землепользователи (как правило, это фермеры) заинтересованы в прогрессирующем увеличении обьемов своего производства, а никак не в сохранении диких животных. А у охотпользователей нет ни средств, ни полномочий, ни мотивации, чтобы обеспечить эффективную охрану закрепленных угодий. Показатели смешные. Например, 600 егерей и охотоведов Алматинской области за истекший год составили протоколов на сумму 21 тыс тенге, то есть природоохранная эффективность одного среднестатистического егеря в финансовом эквиваленте равняется 3 тыинам в год.
Доходная часть бюджета охотничьих хозяйств (откуда черпается зарплата егерям) складывается либо из безвозвратных пожертвований добрых филантропов, либо из платы охотников за путевки и лицензии (обычно этой суммы хватает чтобы компенсировать 20-30% накладных расходов). Охранять угодья нужно круглый год, а охотничьих сезон длится пару месяцев.
Короче говоря, за столиком в кофеделии мы обсуждали на самом деле важный вопрос: может ли охотничье хозяйство, как хозяйственный субъект и как менеджер ресурсов животного мира устойчиво выполнять свои функции охраны естественных сообществ? Если упростить вопрос, то его можно свести к одной фразе: может ли хозяйство быть достаточно рентабельным, чтобы платить егерям такую зарплату, чтобы те начали по настоящему работать?
На эти вопросы отвечает Дагмар Шрайьер – эксперт по экологическому туризму.
- Объём фотосафари в странах Африки составляет примерно 65% по отношению к трофейной охоте. Но нужно признать, что средний уровень оплаты за сервис у охотников пока в несколько раз выше. Экологических туристов больше, чем охотников, и их число растет с каждым годом. Экологический туризм обладает важным преимуществом, туристский сезон длится намного дольше, чем охотничий. Например, в Намибии экотуризм дает стране валютный экспорт в несколько миллиардов долларов и составляет основу национального бюджета. Конечно, Африка может предоставить любителям наблюдать за животными больше возможностей, но нашлось бы немало желающих познакомиться и с природой Казахстана, если бы мы могли предоставить туристам гарантированную возможность увидеть и снять на фото эндемичных животных. Здесь экотуризм тесно приплетается с охраной природы. Даже самые красивые ландшафты без животных кажутся мертвыми. Туристы, так же как и охотники, часто оказываются разочарованы оказавшись в местах, где низкая плотность и «запуганное» не позволяют им встретить диких животных.
Здесь экотуризм тесно переплетается с охраной природы. С одной стороны туристы создают мотивацию для охраны природы, а с другой служат получения источником необходимых для этого средств.
Планируя природоохранные стратегии, мы не должны забывать о местных жителях, о том, что у них есть жизненные потребности, которые они будут стремиться удовлетворить несмотря на любые высокие слова и бумажные запреты. И это вполне естественно. Без учета этой реальности любые прекрасные экологические проекты превращаются в чисто символические церемонии, которые отец современной охраны природы, великий Конрад Лоренц называл ритуализацией, со свойственным ему юмором отождествляя бюрократические процедуры с ритуалами животными, утратившими в процессе эволюции свою первоначальную функцию.


Если мы сможем предложить местным жителям такие виды деятельности, которые с одной стороны дадут им стабильный доход, а с другой не будут вредить экосистемам, то это будет устойчивая система охраны природы .
Я вижу перспективу в развитии экологического туризма и ориентированных на туристов традиционных народных промыслов. Хотя я не люблю убийства животных, но я вынуждена согласиться, что в экологическом смысле трофейная охота - это гораздо более ресурсосберающий вид деятельности, чем многие другие, в том числе традиционные для гор Центральной Азии скотоводство и заготовка древесины. Я думаю, что экологический туризм + охота + народные промыслы могут создать экономическую устойчивость охотничьим хозяйствам, которые правильнее было бы назвать охотничье-туристическими хозяйствами. Или еще лучше рекреационными хозяйствами.
Подумав хорошенько над словами Дагмар, я пришел к выводу, что за такими казалось бы незначительными лингвистическими деталями: «Охотничье хозяйство», «охотничье-туристическое», «рекреационное» скрывается на самом деле глубокий смысл.
Действительно, сейчас охотничье хозяйство построено совсем на других организационно-экономических принципах, чем во времена Союза. Оно почти полностью утратило промысловое значение и превратилось в отрасль туризма. Утратили или существенно измели свои советские функции общества охотников и рыболовов. Тогда когда все вокруг было колхозное, все вокруг мое, действовали одни стереотипы поведения, сейчас набирают обороты другие.
Иностранные и внутренние охотники в основном приезжают сейчас в охотничьи хозяйства, как туристы. Деньги, полученные от охоты, как от вида туризма направляются с одной стороны на охрану и воспроизводство животного мира, с другой стороны они дают средства к существованию для занятых в бытовом обслуживании клинетов в местным жителям.
Разница между охотничьим и прочими видами туризма заключается в одном. Земельный кодекс не предусматривает такой категории земель, как охотничьи земли. Есть мифические охотничьи угодья, на которых охотпользоль пользуется правами сервитута (ограниченного пользования) является вторичным землепользователем и полностью зависит от арендатора. Кстати с латыни сервитут переводится, как «рабство».
Тогда как земли рекреационного назначения прописаны в земельном кодексе. И охотничье-туристическое хозяйство (или субъекты рекреационной деятельности) могли бы быть основным землепользователем на закрепленных территориях и планировать свою деятельность с учетом интересов сохранения популяций диких животных, которые в основном и привлекают туристов (как экологических, так и охотничьих). Если бы часть малопродуктивных в сельскохозяйственном отношении земель в труднодоступных регионах оставили бы диким животных, обязав их арендаторов заниматься только безвредной для диких животных деятельностью, они послужили бы серьёзным дополнением к заповедникам и национальными паркам призванным сохранить нашу природу для будущих поколений.


- Но существует ли достаточное количество туристов готовых платить деньги за путешествия в наших горах и степях.
- Их число растет из года в год. В прошлом году мы приняли 300 туристов, в этом году получили заявок вдвое больше.
- Что же привлекает экологических туристов?
- В первую очередь конечно эндемичные виды животных. Возможность понаблюдать в дикой природе те виды, которые невозможно встретить у себя на родине. Красивые ландшафты и уникальные природные объекты. Программы туров могут включать элементы классического, этнографического, культурно-исторического туризма. Экстремальные виды туризма: альпинизм, горный туризм, велотуры, парапланеризм, хели-ски. Миллионы людей хотят путешествовать, открывать для себя новые места, и готовы платить за это деньги. Эти деньги должны помочь вам сохранить вашу уникальную природу.
Вдохновлённый этой беседой, я отправился в Южно-Казахстанскую область разрабатывать программу экологического туризма. Нужно сказать, что это оказалось весьма увлекательным занятием, удалось побывать и красивейших местах и проведать много интересн6ого. Но об этом следующий отчет.
Изменено: Ph kz - 23.04.2013 01:28:01
 
Цитата
Вдохновлённый этой беседой, я отправился в Южно-Казахстанскую область разрабатывать программу экологического туризма.

С приездом! Загорелись новой идеей, точнее старой, но как-то неожиданно вы к ней подошли в этом году, что больших рогов уже нет? Или постараетесь совместить и эко и трофейную?)

Вам нужно подготовить такой продукт, который был бы интересен европейским туристам.
Может проживание в юрте, походы на лошадях... что там еще? Походы к наскальным рисункам, захоронениям, разовьете темку про эту горку, как ее там? Хаому, кажется...
Этнографический момент очень интересен, как живут кочевники, готовят натур продукты: кумыс, айран)) много чего можно показать, в этом деле главное красиво предоставить "товар" и начать, а там народ потечет.
Ну и конечно показать животных, живых)), пофотать.
 
Рога только осенью, а экотуризм весь год. Мест интерсных у нас много будем пробовать. Сейчас снял инетрсную штуку. Барсук и дикообраз зашли в одну нору. Коммуналка у них
 
Еще добавлю, Казахстан- "непаханное поле" в плане туризма, а тем более эко.
Выделяются большие деньги, министерство, чиновники- планы, а туриков нету.
Нет должной инфраструктуры, слабый сервис. Нет должной рекламы и тп.
Мне кажется именно с природно-сельского колорита, такого "натурного" туризма можно раскопать много интересного для наевшихся "цивилизации" туриков.

Ух-ты, подождем коммуналку, не слыхал еще такого))).
 
Цитата
Ph kz пишет:
Рога только осенью, а экотуризм весь год. Мест интерсных у нас много будем пробовать. Сейчас снял инетрсную штуку. Барсук и дикообраз зашли в одну нору. Коммуналка у них

Почему сразу коммуналка , может у них любовь  :D
 
Поддержите обсуждение, общественное мнение должно формироваться не только из высказываний домохозяек:

http://www.zakon.kz/4592126-za-chto-my-ubivaem-sosedejj-po-planete.html#comment-2199858
Страницы: 1
Читают тему
Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21