Автор текста и художник:Есенгали Садырбаев
В истории Казахстана, на территории Великой Степи, традиция охоты с хищной птицей имеет глубокие корни, уходящие в далекую древность.
Схватки ловчей птицы с различными животными, воспроизведенные в многочисленных изделиях декоративно-прикладного искусства и на наскальных рисунках наглядно доказывает это. В многочисленных раскопках курганов обнаружены останки ловчих птиц, возможно, беркутов, захороненных рядом с хозяином. Этот ритуал рожден из мифа о том, что душу умершего выносит в небеса священная птица беркут. Например, среди золотых украшений, найденных в кургане Тарбагатай, имеются золотые бляшки с изображением 36 хищных птиц с повернутыми назад головами. Их глазницы и когти украшены бирюзой.
На головном уборе всемирного известного символа Казахстана- «Золотого человека» изображены ловчие птицы.
По мере экспансии кочевников на Запад охота с ловчей птицей получила широкое распространение и в Малой Азии, Кавказе, Арабских странах, Европе, Древней Руси. Долгое время охота с соколом и другими хищными птицами была в основном утехой аристократов, лишь в конце средних веков получила широкое распространение среди простого народа.
Сохранилось немало исторических сведений, мифов, легенд, связанных с охотой ловчих птиц в Средней Азии и Казахстане. В одной из глав произведения «Кабуснаме», датируемом 1023-1083 годами, даются скрупулезно написанные сведения об охоте с ловчей птицей. Там рассказывается о том, как аристократы и ханы верхом на породистых лошадях охотились на зверя с соколом и барсом.
Охота с ловчей птицей, будившая в ханах и царях страсть, превратилась в те времена в самое распространенное развлечение. О соколиной охоте Чингизхана пишет персидский летописец Ата Малик Жувейни.
В истории Казахстана, на территории Великой Степи, традиция охоты с хищной птицей имеет глубокие корни, уходящие в далекую древность.
Схватки ловчей птицы с различными животными, воспроизведенные в многочисленных изделиях декоративно-прикладного искусства и на наскальных рисунках наглядно доказывает это. В многочисленных раскопках курганов обнаружены останки ловчих птиц, возможно, беркутов, захороненных рядом с хозяином. Этот ритуал рожден из мифа о том, что душу умершего выносит в небеса священная птица беркут. Например, среди золотых украшений, найденных в кургане Тарбагатай, имеются золотые бляшки с изображением 36 хищных птиц с повернутыми назад головами. Их глазницы и когти украшены бирюзой.
На головном уборе всемирного известного символа Казахстана- «Золотого человека» изображены ловчие птицы.
По мере экспансии кочевников на Запад охота с ловчей птицей получила широкое распространение и в Малой Азии, Кавказе, Арабских странах, Европе, Древней Руси. Долгое время охота с соколом и другими хищными птицами была в основном утехой аристократов, лишь в конце средних веков получила широкое распространение среди простого народа.
Сохранилось немало исторических сведений, мифов, легенд, связанных с охотой ловчих птиц в Средней Азии и Казахстане. В одной из глав произведения «Кабуснаме», датируемом 1023-1083 годами, даются скрупулезно написанные сведения об охоте с ловчей птицей. Там рассказывается о том, как аристократы и ханы верхом на породистых лошадях охотились на зверя с соколом и барсом.
Охота с ловчей птицей, будившая в ханах и царях страсть, превратилась в те времена в самое распространенное развлечение. О соколиной охоте Чингизхана пишет персидский летописец Ата Малик Жувейни.