Ваш город: Не выбрано

Современные проблемы охотничьего хозяйства



Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
RSS
Современные проблемы охотничьего хозяйства, 2018
 
Введение

Площадь охотничьих угодий в РК составляет 234 млн.га, из которых почти половина закреплена за охотничьими хозяйствами.
Основное бремя расходов на охрану и воспроизводство животного мира несут охотпользователи, государство оставило за собой лишь функции контроля и надзора. Законодательство возлагает на субъекты охотхозяйственной деятельности сложный комплекс обязанностей, добросовестное исполнение которых требует больших финансовых ресурсов.
В целом по Республике мы вынуждены констатировать, что расходная часть бюджета охотничьего хозяйства как бизнеса гораздо выше, чем доходная, отчего многие охотпользователи не в состоянии выполнять договорные обязательства или выполняют их не в полном объеме. Это приводит к повсеместной деградации охотничьих угодий и оскудению животного мира.



Подписанный президентом закон «Об охране и воспроизводстве животного мира» с исправлениями и добавлениями делает акцент на развитие интенсивного охотничьего хозяйства путем дичеразведения животных, в том числе и редких, в полувольных условиях. Но до сих пор не разработана нормативная база, регулирующая этот опробованный во всем мире способ интенсивного воспроизводства ресурсов охотничьих и редких видов животных и не решен ряд системных вопросов связанных с этим.

     Вторичное право землепользования охотничьего хозяйства. Самый острый вопрос охотничьего хозяйства , право сервитута не дает возможности ограничить территории от использование в животноводческих целях. В итоге страдает кормовая база диких копытных, постоянно осуществляется браконьерский пресс со стороны пастухов и их гостей , нередко возникают конфликтные ситуации с правом проезда через арендованные земли . О каких инвестициях в дичеразведение и строительство серьезного охотничьего хозяйства может идти речь если инвестор чувствует себя на "птичьих правах" .



Не соблюдаются "зоны Покоя" и постоянно осуществляется выпас скота в лесной зоне! В том числе на территория ООПТ. О каком развитии охотничьего туризма можно говорить , если диким животным  вытесняют из их среды. Необходимо срочно актуализировать существующие приказы по запрету выпаса скота в лесной зоне и выделенных зонах покоя и наладить контроль за их исполнением .



Кроме того, по инициативе Министерства сельского хозяйства запретили все весенние охоты: на медведя, водоплавающую птицу, глухаря, тетерева, вальдшнепа. Основным тезисом Комитета лесного и охотничьего хозяйства является то, что в результате весенней охоты допускаются многочисленные нарушения. Если использовать данную логику, то Министерство внутренних дел, например, ссылаясь на многочисленные нарушения автолюбителей, должны были бы внести предложение по запрещению автомобильного движения в Республике Казахстан.



Данное ограничение весенней охоты не только ущемляет права добросовестных охотников, но и негативно влияет на охотничье хозяйство в целом. В связи с этим охотничье хозяйство теряет существенную долю дохода от реализации путевок на дичь, при этом ущерб для популяции животных не доказан. Если с водоплавающими видами это еще как то приемлемо, то с медведем и боровой дичью не вписывается в логику.



Так, во всем мире,эта трофейная охота весенняя , так как в этот период в конце апреля у медведя лучшее качество шкуры-трофея, а на глухаря и тетерева охота осуществляется только на самцов, которые полигамны и один самец размножается с 5-6 самками , а рождаются они в пропорции
1-1 , то есть существует  профицит самцов . Требуется отменить мораторий Минсельхоза , по крайней мере на медведя и боровую дичь , объектов охоты вовлеченной в иностранный охотничий туризм.  

      Оптимизация стратегии управления ресурсами диких животных или адаптивное управление

В современном охотоведении быстро завоевывают позиции принципы адаптивного управления ресурсами животного мира. Например, охотничье хозяйство Германии славится большим поголовьем копытных и развитыми охотничьими традициями. Во многом это происходит благодаря тому, что Германия давно перешла на адаптивное управление. Учеты животных «из кабинета» специалистами, которые не знают и не видят угодий, не производятся. Фактические учеты производят охотпользователи и сами определяют оптимальный лимит на добычу диких животных охотничьих видов, а также сроки начала и завершения охоты.



Логика такого адаптивного рыночного управления ресурсами очень проста. Любой охотпользователь за рубежом (и к этому мы должны стремиться) прежде всего — бизнесмен. Он сам четко знает какое количество животных можно изъять из угодий для того, чтобы в следующем году не получить пробелы по лимитам и реализации этих самых разрешений. То есть, если в этом году охотпользователь реализовал недопустимо большое количество разрешений на добычу животных, то в следующем году в угодиях будет недостаточно дичи и, как следствие, он ничего не заработает, а если даже и реализует разрешение на добычу, то получит негативный эффект, так как охотники не смогут своевременно добыть животных по купленным разрешениям.
Конечно, мы далеки от такого подхода и, безусловно, любое адаптивное управление должно контролироваться государственными органами, но тем не менее нужно идти к этому и постоянно, с каждым днем, делать шаги навстречу такому современному охотоведению.



      Трофейная охота

Комиссия по выживанию видов международного союза охраны природы и природных ресурсов официально озвучила свой взгляд на трофейную охоту в заявлении «Трофейная охота как механизм стимулирования природоохранной деятельности». Международный союз охраны природы и природоохранных ресурсов давно признал тот факт, что мудрое и устойчивое пользование животного мира должно быть не только совместимо с природоохранными принципами, но и способствовать их реализации, поскольку социально- экономическая выгода, извлекаемая из такого использования диких животных, может создавать стимулы гораздо более эффективные для охраны целевых видов и места их обитания.



Другими словами, во всем мире, особенно в странах с не очень развитой экономикой, трофейная охота — это основной движущий стимул эффективного развития животного многообразия. И у нас государственные органы должны использовать любые возможности для того, чтобы развивать трофейную охоту как направление охотхозяйственной деятельности. Вместо этого постоянно   возникают сложности с организациями въездов и оформлением разрешений на ввоз оружия и вывоз трофеев для охотников из-за рубежа. А ведь иностранцы являются основой трофейных охотников во всем мире.



Во-первых, государственным структурам  необходимо поднять вопрос и сделать этот процесс максимально прозрачным, обслуживаемым по принципу «одного окна».

Во-вторых, несколько лет назад неоправданно были подняты в 10 раз ставки на приобретение лицензии на добычу трофейных животных для иностранцев. Вместо того, чтобы стимулировать, развивать иностранную охоту, мы всячески ей препятствуем. По некоторым видам животных казахстанское предложение стало неконкурентоспособным, потому что есть рядом такие государства как Россия, Кыргызстан, Таджикистан, где стоимость государственной лицензии для иностранцев в десятки раз меньше, чем в Казахстане.



Третьим вопросом является сезон и сроки охоты. Казахстану сроки охоты достались еще с советских пор с весьма экстенсивным ведением охотничьего хозяйства. Давно нужно взять на вооружение опыт других стран, в том числе наших ближайших соседей, таких как Россия, Кыргызстан, Белоруссия, Таджикистан в части сроков для проведения трофейной охоты. Специфика трофейной охоты подразумевает охоту обычно на старых, вышедших из репродуктивного возраста самцов, и на многие виды животных можно значительно расширить сроки охоты. Например, на сибирскую косулю у нас охота с 1 августа до 1 января, в то время как в Белоруссии и России  охота на самцов начинается в мае , а в Киргизии охота на барана Марко Поло практически круглый год..



Расширение сроков сезона охоты позволит охотничьим хозяйствам увеличить свою пропускную способность, потому что нередки случаи, когда в течение осеннего сезона не хватает времени и возможности для того, чтобы принять и своевременно провести охоты для всех желающих, и реализовать все квоты, полученные от государства.



Четвертый вопрос связан с законом "О государственной Границе" , в котором прописана норма запрещающая Промысловую Охоту , за линией инженерных сооружений , в то время как закон "Об охоте" четко отделяет Промысловую Охоту от Любительской , получается двусмысленная трактовка  . В итоге, сотни тысяч гектаров лучших охотничьих территорий выданных охотпользователям Государством находятся за построенной в СССР и уже практически не функционирующей линией инженерных сооружений абсолютно бездействующие. Нужно срочно внести соответствующие поправки в закон, получается парадокс , пасти скот , на этих территориях можно , а развивать охотничий туризм нельзя.


         Охота и Красная книга

Тотальный запрет охоты на редких животных на всей территории страны и на долгие годы лишает охотпользователей и население мотивации к серьезной охране этих животных. Люди обычно не ценят то, что им не принадлежит и не приносит им доход. А у государства не хватает финансовых и кадровых ресурсов контролировать запреты на громадных и труднодоступных территориях. Так редких животных никогда не вывести из Красной книги.
Решение о запрете или открытии охоты на копытных должны приниматься с учетом их численности и плотности населения, а также факторов охраны на популяционном, а не административном уровне.



Другими словами, там, где охотпользователь в результате своих охранных мероприятий восстановил в большом количестве численность краснокнижных животных, он должен получать возможность проводить охоту на вышедших из репродуктивного возраста самцов для того, чтобы восполнять средства, которые он потратил на охрану этих краснокнижников.
Данная методология очень активно и успешно реализована во многих странах мира и природоохранными организациями, учреждена даже «медаль мархура» в честь белуджистанского мархура. Популяцию этого животного удалось восстановить с семидесяти голов до двух с половиной тысяч благодаря вышеперечисленным мероприятиям и разрешению охоты на него. Естественно, все подобные решения должны приниматься с учетом научных обоснований, фактических учетов и под контролем государственных органов.



       Дичеразведение и ранчеводство

Дичеразведение — один из неотъемлемых элементов охотхозяйственной деятельности во всех странах мира, за исключением Казахстана. Во многом это связано со следующими  проблемами:
1. Несовершенство  законодательной базы, отсутствие нормативных актов,  которые подробно и  методично давали бы изложения, каким образом и на каком основании охотпользователь осуществляет охоту на охотничьи виды животных и виды животных, занесенных в Красную книгу, выведенных в искусственных условиях. Какими нормативными документами должен регламентироваться данный вид охоты? Никаких специальных документов, на транспортировку добытой  в неволе дичи в нормативах природоохранного законодательства не предусмотрено.. А что делать охотнику  если его остановит в пути контролирующая организация? Как он будет оправдываться перед ними, что он добыл эту дичь в вольере?



2. Отсутствие четких и ясных механизмов по поводу изъятий диких животных из природы. И самое главное: совершенно непонятно, о каком ущербе и возмещении государству идет речь. Есть несколько разных трактовок, которые непонятны охотпользователям. Сколько стоит, к примеру, изъятие архара из дикой природы, и что для этого нужно. Непонятно, какие методики начисления платы за пользование объектами животного мира использовать для расчетов и бизнес планирования подобных вариантов с дичеразведением. В частности, в одном из расчетов изъятие выхухолей из дикой природы равно по стоимости изъятию барсов, что само по себе, очевидно, не совсем правильно.



Кроме того, в экологическом кодексе есть пункт о том, что в случае изъятия животного из дикой природы, охотпользователь получает право собственности на животное только после того, как вырастит два поколения. Получается, необходимо заплатить колоссальную сумму  за то, чтобы изъять это животное из дикой природы, затем два поколения их выращивать и выпускать в дикую природу, и только после этого ты становишься собственником и правообладателем. И это с учетом того, что трофейных качеств животное достигает через 10 лет. В среднем все бизнес процессы и экономика рассчитываются минимум на 20 лет, что само по себе нереально в условиях сегодняшнего времени.
Формальный подход и неясная регламентация правил выдачи разрешений на пользование животным миром не дают возможности заниматься дичеразведением и ранчеводством в стране, и это необходимо немедленно исправить.




Выводы

Кратко резюмируя вышеизложенное, охотпользователи считают, что для дальнейшего развития казахстанского охотничьего хозяйства необходимо:

Сегодня охота признана международными природоохранными организациями  самым эффективным  способом устойчивого развития животных ресурсов. На деньги охотников осуществляется охрана и воспроизводство животных. Например Намибию в год посещает до 5000 туристов охотников, принося этой стране около 50 миллионов , при этом численность животных сейчас в четыре выше чем сто лет назад.

1. Ввести категорию земель охотхозяйственного назначения. Серьезные инвестиции и вторичное землепользование не совместимы. Необходимо приравнять в правах охотничье и сельское хозяйство. Какой смысл вытеснять из естественной среды горных баранов цена которых на рынке около 20000 долларов , домашними баранами цена которых 20000тенге.  
2. Участки земель из госземзапаса предоставлять в долгосрочную аренду (земли охотничьего хозяйства) под нужды строительства вольеров, питомников и выделять государственные субсидии охотпользователям, занимающимся дичеразведением.



3. Усовершенствовать законодательную базу в области вольерного дичеразведения как охотничьих видов, так и видов, занесенных в Красную книгу.
4. Не взимать плату за нелетальное пользование объектами животного мира и упростить процедуру выдачи разрешений для отлова диких животных в целях воспроизводства и ранчеводства.
5. Отменить 10-кратный коэффициент стоимости лицензий  для иностранцев и провести необходимые согласованные действия для того, чтобы упростить процедуру въезда/выезда иностранцев, ввоза/вывоза оружия и трофеев по принципу единого окна.



6. Охоту на диких животных, занесенных в Красную книгу, запрещать или разрешать только на основании фактических учетов и биологических обоснований научных организаций, сделанных на каждой территории отдельно. Охотпользователей, которые  восстанавливают численность краснокнижных видов на своих территориях, мотивировать, выдавая им ограниченное количество разрешений на добычу старых самцов.
7. Пересмотреть сезонные сроки охоты, расширить их, сделать максимально гибкими, основанными на фактических данных научных организаций, а также по данным, предоставляемым охотпользователями, предоставить им возможность самостоятельно определять половозрастной состав в лимитах изъятия,  по принципу адаптивной стратегии управления ресурсов. В данный момент зафиксирован лимит на добычу самок, которых в условиях деградации маточного поголовья нужно сохранять. Копытные полигамны и на одного самца приходиться 5-10 самок, то есть существует профицит самцов, которых можно изымать без ущерба для популяции.



8.Необходимо срочно актуализировать существующие приказы по запрету выпаса скота в лесной зоне и выделенных зонах покоя и наладить контроль за их исполнением .
9.Внести поправки в закон "О Государственной Границе" , где четко разъяснить , что любительская-трофейная охота за линией инженерных сооружений разрешена!
10. Отменить мораторий на запрет весенней охоты на медведя и боровую дичь.

С уважением, Джумалиев Кажым и зоологи, охотпользователи, охотники, охотоведы Алматинской области
 
Забыл ещё добавить запрет охоты в Нац парках
Изменено: aly - 07.02.2018 18:20:40
 
У нас страна запретов!  
 
Цитата
aly написал:
Забыл ещё добавить запрет охоты в Нац парках
Имел ввиду отменить запрет на охоту в нацпарках я думаю!
Страницы: 1
Читают тему
Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21