Доклад Кикимова Н.Н.
Проблемы
охотничьего хозяйства на примере
охотхозяйства «Тасмурын» и Дардамты»
ТОО «VIP Safari Service» поставило своей целью организовать развитое охотничье хозяйство, как модель устойчивого пользования ресурсами животного мира. Компания занимается вольерным разведением бухарского оленя и кабана, готовит питомник по разведению маралов, активно занимается международным охотничьим туризмом, участвует в природоохранных конференциях, повышении информированности населения и развитии культуры охоты в социальных сетях, специализированных журналах и на телевидении. На своих угодьях ведется мониторинг животного мира с использованием MMS – видеорегистраторов. Проблемы охотничьего хозяйства знакомы нам не понаслышке. Хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты:
1.
Выделение земель под нужды охотничьего хозяйства
В Законе об охране и воспроизводстве животного мира в новой редакции большое внимание уделяется ранчеводству, как новому перспективному направлению развития охотничьего хозяйства. Но наш первый опыт ранчеводства показал, что система получения пакета документов на дичеразведение это неоправданно трудный бюрократический процесс. Так, чтобы оформить землю под нужды охотничьего хозяйства, служебные кордоны, требуется много времени и усилий. Например: чтобы получить договор с Каскеленским ГУ и получить разрешение на дичеразведение
от уполномоченного органа нам потребовалось 10 месяцев.
Второй пример: заключение договора с Уйгурским ГУ на полувольное содержание марала и кабана заняло по времени так же 10 месяцев, а оформление служебных кордонов заняло 8 месяцев. Мы считаем,что необходимо упростить систему оформления земель на долгосрочное пользование под нужды охотничьего хозяйства.
2. Разведение редких видов животных
Согласно Закону «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», Наше хозяйство решило следовать курсу на развитие интенсивного охотничьего хозяйства. В охотхозяйстве «Тасмурын» в соответствии с биообоснованием был построен вольер площадью 120 га, были переселены 9 особей бухарского оленя и 13 кабанов. Все животные благополучно акклиматизировались и принесли приплод. Таким образом
получен опыт по полувольному разведению редких и охотничьих животных. Так же в целях продолжить работу по восстановлению других редких видов, в частности архара. Мы планировали воспользоваться опытом тех стран, в которых редкие животные в частных питомниках разводились сотнями тысяч, и давно уже перестали быть редкими. Но сейчас мы в растерянности. Первая проблема - это трудности закрепления земель под ранчеводство на землях госземзапаса. В нашем земельном кодексе нет категории земель охотхозяйственного назначения. Где же нам разводить
диких животных? На сельхозугодьях? Но, сельское и охотничье хозяйство - это все же, разные вещи.
Вторая проблема - это ставка за изъятие архара в 1000 МРП, это почти 2,0 млн. тенге. При этом заплатив за изъятого архара питомник после этого должен еще выпустить в природу 2 особи. То есть заплатить за использование биоресурса дважды. По мнению юристов - это положение противоречит простой юридической логике. Такие условия сделают ранчеводство невозможным. Подписанный Президентом Закон дает возможность разводить охотничьи и редкие виды животных, но на местах еще не все понимают важность ранчеводства в увеличении ценного возобновляемого природного ресурса – диких животных. В подзаконных нормативных актах необходимо создать благоприятные правовые условия
для разведения редких диких животных. Если говорить о конечной цели ранчеводства, то наверное, это разведение редких животных до промысловой численности. Допустим, мы добились намеченных целей - развели бухарских оленей архаров и других животных в достаточном количестве. Но что делать с ними дальше? Нужно как-то получить прибыль, возвращать вложенные средства. Как мы будем продавать охотничьи туры на редких животных? Если действующее законодательство не предусматривает получение коммерческих выгод от охраны и разведения редких животных, то государство должно предусмотреть субсидирование охотпользователей, реально осуществляющих охрану и разведение редких и исчезающих видов диких животных на закрепленных угодьях, а также в случае вольерного разведения.
3. Выделение участков под зоны покоя
Зона покоя – территория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления животного мира, определяемая внутрихозяйственным охотоустройством, в пределах которой (постоянно или временно) запрещены или регламентированы отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В условиях все возрастающих антропогенных нагрузок на природные комплексы, особую роль в сохранении и восстановлении
численности диких животных и среды их обитания приобретают зоны покоя и воспроизводства фауны, проектируемые и выделяемые в процессе внутрихозяйственного охотустройства. Однако на практике процесс их натурного выделения и установления ограничении на отдельные
виды и формы хозяйственной деятельности встречает противодействие со стороны местных исполнительных органов и руководителей государственных учреждений лесного хозяйства. Поскольку в условиях сервитута на землях частных землевладельцев это сделать невозможно, необходимо подзаконными нормативами обязать вышеуказанные органы в обязательном порядке выделять зоны покоя диких животных на землях госземзапаса и гослесфонда, поскольку основное целевое назначение зоны покоя – сохранение и восстановление среды обитания и повышение ее качества.
4.
Ввоз/вывоз оружия и экспорт трофеев.
Особая проблема – это оформление разрешений на ввоз и вывоз оружия и на экспорт трофеев. Эти бюрократические процедуры усложняются и дорожают с каждым годом. Если раньше туристы-охотники вывозили трофеи с собой, то сейчас они вынуждены ждать полгода оформления экспортных документов и платить за транспортировку сумму сопоставимую со стоимостью самой охоты. Необходимо упростить процедуру получения разрешений на ввоз и вывоз оружия и экспорт трофеев для иностранных охотников. Создать систему оформления документов методом
одного окна, вроде ЦОНОВ. Так ниже приведен перечень документов необходимых на вывоз трофеев:
- Разрешение на производство охоты
- Ветеринарная справка (трансферт дериватов от места добычи до г. Алматы) – сельский ветеринарный инспектор
- Акт ветеринарной санитарной экспертизы (на сибирскую язву и т.д.)
- Разрешение из Астаны на вывоз трофея из страны Заключение научного органа - Ситес
- Заключение Комитета лесного и охотничьего хозяйства - Ситес
- Акт досмотра ветеринарного инспектора о наличии трофеев
- Вет сертификат №3 на вывоз трофея
- Акт досмотра ветеринарного инспектора о наличии трофеев в международном аэропорту г. Алматы
10) Оформление таможенной декларации и отправка трофеев через брокерскую компанию.Дляотправки трофея необходимо следующее:
наличие складского помещение на хранение трофеев, получение учетного номера объекта производство в ветеринарный гос. инспекций, прохождение ежегодного ветеринарного санитарного обследование склада хранения ветеринарным инспекторам, наличие договора о дезинфекций склада.
Данный перечень был озвучен за круглым столом и на бумажном носителе был передан Председателю комитета.
5. Охранные мероприятия
В целях улучшения охранных мероприятий и стимулирования службы охраны считаю необходимым внести на рассмотрение следующие законодательные инициативы:
а) Штрафы и суммы возмещения ущерба животному миру от браконьерства целевым образом использовать на охрану и воспроизводство животного мира, то есть изымать с нарушителя в пользу охотпользователей, практически осуществляющей охрану на данных угодьях.
Исполнители (инспектора, егеря) должны получать премию в размере 40% от суммы штрафов и исков. Этот механизм эффективно работает в разных странах.
б) Пересмотреть табель положенности служебного оружия для работников охотничье-рыболовных хозяйств, установить охотпользователям кабурные и нарезное длинноствольное оружие, а также применение спецсредств.
в) При проведении каких либо видов хозяйственного освоения охотничьих угодий, учитывать ущерб нанесенный охотничьему хозяйству и обязать
организации и лиц, чьи действия послужили причиной этого ущерба компенсировать сумму ущерба в пользу охотпользователя. Если мы будем относиться к животному миру по остаточному принципу, то рано или поздно есть риск лишиться него.
г) В постановлении правительства РК от 15 декабря 2005 года № 1250 «Об утверждении нормативов изъятия видов животных, являющихся объектами охоты» утвержденные нормы изъятия объектов животного мира явно завышены, так норма изъятия самок (20%) и сеголетков (в размере 50%) не способствует интересам развития трофейной охоты, а следовательно наносит ущерб охотничьему хозяйству в целом. Норма изъятия самцов 30% вполне обоснована, как с биологической точки зрения, так и с экономической. Но, по мнению специалистов «VIP Safari Service», нормы изъятия самок необходимо снизить с 20 до 5%. А сеголетков, с 50% до 30%. Необходимость снижения данных норм объясняется тем,
что не освоение квоты является нарушением договорных обязательств, вследствие чего охотпользователи вынуждены отстреливать продуктивных самок и молодняк, даже в том случае, если за их отстрел никто не платит. Это неразумно ни с экономической ни с биологической точки зрения. Вынужденный санитарный отстрел необходим только в том случае, если плотность населения копытных превышает оптимальный уровень. Но к
этому показателю еще не приблизилось ни одно охотничье хозяйство Республики. Какой смысл заставлять охотпользователей бессмысленно уничтожать продуктивных самок, если они хотят повысить в угодьях численность и плотность населения охотничьих животных?
В заключении хочу сказать, что охотничьи хозяйства Казахстана должны стать рентабельным бизнесом, а государство, если хочет сохранить животный мир страны, должно создать для этого необходимые законодательные и нормативно-правовые условия.