Ваш город: Не выбрано

Улытау - родина Казахского ханства.



Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 След.
RSS
Улытау - родина Казахского ханства., Путешествие в Улытау 2016.
 
На этот раз «Охотники за легендами» отправляются в Центральный и Северный Казахстан, чтобы познакомиться с  легендарными историческими  местами, где зарождалась государственность Казахстана.   Экспедиция разделена на две части: автомобильный отряд  должен  проложить GPS трек между наиболее репрезентативными  туристскими объектами  по проселочным дорогам, а авиа-группа экспедиции должна провести разведку и съемку этих объектов с воздуха.



В целом экспедиция намерена   пройти более 2000 км маршрута по территориям трех областей.  
Изменено: Ph kz - 14.05.2016 14:12:44
 
Между Тургайской ложбиной и долиной Иртыша  на 1200 километров раскинулась  Великая степь  - Сары-Арка.      На севере  она граничит  с Западно-Сибирской роавниной, на юго-западе  с  Туранской низменностью.   Географы называют  Сары Арку  -Центрально-Казахстанским мелкосопочником.   Когда-то эти покрытые степным ковылем сопки и  базальтовые останцы   были горными  вершинами  , но за миллионы лет вода и ветер разрушили    горы, и  образовался   равнинно-холмистый   ландшафт,  идеально подходящий как для  кочевого  животноводства, так и для выращивания зерновых культур.



      В 2008 году       большой участок  в центре  Сарыарки был  внесен в список Всемирного природного наследия.   Он включает два заповедника:  Наурзумский и Коргалжинский, созданные для охраны ключевых путей миграций околоводных птиц.   Особо охраняемая территория   «Сары Арка» включает   участок степи и две озерные системы : соленую  и пресную.   Здесь проходит  водораздел между реками текущими на север – в бассейн  Ледовитого океана и на юг,  к Аральскому  морю.


 В Сарыакре пересекаются не только    ландшафтные зоны, но и  геополитические  ареалы   различных цивилизаций,  этносов и религий.   Великая степь   лежала  на границе  степной- кочевой цивилизации и  лесной –земледельческой.   По военным дорогам и караванным тропам перемещались не только  солдаты и товары, но и идеи, философские концепции, научные открытия  и культурные достижения.       На берегах рек  Сарыарки возникали города и караван сараи,  и здесь  в битвах и мирном труде  рождалась казахстанская государственность.  Сары-Арку называют сердцем Казахстана.    


Слово   Сары-Арка  в тюркском языке  тюркском означает  «желтый хребет», в поэтическом звучании переводится как «золотая степь».

   Экспедиция стартует  из  Южной столицы Республики Казахстан -  города Астана.   В  1830 году на берегу реки Ишим,  неподалеку от древнего поселения   Караоткель   была построена  крепость  Акмола. Вероятно,  крепость  получила свое название -  «Белая могила» потому, что  глина древних мазаров   с веками приобретает    белый цвет
Изменено: Ph kz - 15.05.2016 14:31:31
 
   Первая остановка  на пути экспедиции в районном центре  Коргалжын. На  въезде в село установлена стела в честь знаменитой были-легенде  о великой  силе любви не знающей ни  сословных  ни религиозных   барьеров.  


 Герои песни:  казахский джигит Дюйсен  и русская девушка Мария   реальные лица, они  жили в этом селе в конце 19го  века.  Название песни  Дударай происходит от ласкового  обращения девушки к джигиту.   Дудар означает   кудрявый. По одной версии,  песню написала сама Мария.  Дочь переселенца Егора Рыкина   в совершенстве владела   казахским языком и сама  исполняла народные казахские песни.



По другой версии,   автором знаменитой песни был   друг Дуйсена –  Улебай Анетов.    Улебай    подарил эту  песню Марии, а та исполняла ее как свою.  Кто-бы не написал эту песню, ей  суждено было остаться в памяти народной, к  ее мотивам обращались в своих произведениях известные деятели культуры.   Широкую известность получила  поэма «Мариям Жагоркызы»   Калижана   Бекхожина,   опера «Дударай»       Евгений Брусиловского и другие произведения
Изменено: Ph kz - 15.05.2016 14:30:31
 
   На рассвете река Река  дымится  утренним туманом.  Она славится  огромным щуками. Здесь  разрешена спортивная рыбалка.  Название реки переводиться, как «кулан не пройдет».  В средневековье, когда практиковались  массовые  охоты на копытных, охотники использовали  реки, как естественнее преграды  при организации  загонных охот.     Кулан Утпес  сравнительно небольшая река, ее длина всего 220 км.  
Изменено: Ph kz - 15.05.2016 14:34:37
 
Экспедиция минует село Баршино.  До 1997 года здесь располагался  административный  центр  Тенгизского района.  Основу экономики района составляет отгонное животноводство и выращивание пшеницы твердых сортов.  

 
85 км от города Жезказган  не подалеку от  станции Теректы,   экспедиция  становится на ночевку. Путешественник намерены посетить    археологического памятника  Теректы-Аулие .    Этот базальтовый  горный  массив  посреди  бескрайней равнины  привлекал внимание людей с глубокой  древности.   На   скалах   Теректы  причудливо обработанных  временем, , ветрами и   водными потоками можно найти наскальные рисунки, самый древний из которых датируется 6 тысячелетием до нашей эры.



  Первым этот исторический памятник нашел академик  Алькей Маргулан еще в 40-х годах XX века, позднее иследованитем комплекса занимался известный археолог Зейнолла Самашев.  В петроглифах просматривается   «звериный стиль», типичный   для наскальной живописи  сакской эпохи.  Выполненные в этом стиле изображения животных находились в самых разных частях Казахстана, что свидетельствует о этническо-культурный общности  древнего  населения территории современного Казахстана.  

 
   Вокруг памятника Теректы-Аулие сложилось    много легенд,   сюда непрерывно стекаются паломники.   Однако наскальные рисунки   несут не только информацию мистического  характера, но и дают ученым  достоверные  научные сведения  о деталях быта  кочевой жизни  о   древних религиозных представлениях  и   видовом составе   фауны ушедших эпох .  


Вот это суровый парень! С топором что ли?        
 


Сравнивая стили   артефактов,   исследователи пришли к выводу, что урочище  Теректы-Аулие   в разные исторические эпохи  населяли представители разных цивилизаций.  В   эпоху неолита  здесь обитали люди, так называемой,  андроновской культуры.  Здесь найдены  поселения  эпохи бронзы, курганы раннежелезного века, остатки   штолен по добыче полудрагоценных металлов   .     С  второго тысячелетия  до нашей эры до начала нашей эры  здесь жили       ираноязычные   кочевых племена ,   которые  с 3 века нашей эры начал активно смешиваться с   мигрирующими с востока тюркскими этносами.    


     Некоторые рисунки иллюстрируют культ поклонения солнцу   и вечному небу Тенгри.   Обилие  изображений лошадей свидетельствует о том, что коневодство составляло  основу экономики кочевых цивилизаций прошлого.   Отчетливо видны  изображения тура      и лошадь Пржевальского. Эти животные  обитали в Сары-Арке еще в историческое время.  Типичны для сакской эпохи изображения  пароконных колесниц.
Изменено: Ph kz - 14.05.2016 14:49:56
 
Экспедиция минует  город  Жезказган,  и углубляется в чтобы попасть  Очередной  лагерь экспедиция разбивает на берегах реки  Каракенгир.   Пойма реки  поросла неширокой полосой тугайных лесов. Здесь обитают фазаны, кабаны  и косули.
Изменено: Ph kz - 15.05.2016 14:32:30
 


Над берегами реки   Каракенгир возвышается мазар Джучи  Хана -  старшего сына Чингисхана. Древний памятник отреставрирован несколько   лет назад,  и сейчас объект  охраняется государством.  Здесь запланирована  встреча между  автомобильным и авиационной частями экспедиции.   Ребята готовят  посадочную полосу для    самолетов .



Легкие  экспедиционные самолеты  неприхотливы к качеству грунта – они могут сесть на любой относительно ровной площадке длинной 200 -300 метров, главное чтобы не  попадались большие ямы или сурочьи норы.  
Изменено: Ph kz - 14.05.2016 17:40:51
 
У казахов особое отношение к старшему сыну Чингизхана.   Джучиев улус  занимал  территории современного Казахсатна и большинство казахских ханов ведут от него свою родословную.  Сохранилось достаточно много исторических свидетельств о том, что Джучи  любил священные горы Улытау и основал у их подножия свои ставку.  Отсюда он управлял  огромной  частью империи своего отца, а через несколько ко десятков лет после смерти великого завоевателя   Джучиев улус превратился в отдельное государство – Золотую орду .

 
   Рядом с мазаром Джучи расположена группа погребений разных эпох. Люди  считали это место священным и старались хоронить своих усопших родственников поблизости с историческим  местом.  

По одной версии  мавзолей был построен потомками Джучи  в XIV   веке,  а по другой, он был возведен в  1227 году, сразу после  гибели хана.   Со смертью Джучи связано много преданий,  легенд и мифов. Согласно одному из  них хан погиб во время охоты на куланов, растерзанный  могучего степного скакуна.  По одной из версий во время трагедии свирепый кулан отгрыз  Джучи  руку. Археологическая экспедиция 1946 года нашла в этом захоронении скелет человека без правой руки.  Никто не решался принести грозному владыке эту грустную весть, так как по обычаю  вестнику   печали заливали  рот расплавленным  оловом.  Затем Чингизхан приказал отомстить за гибуль сына куланам. Была организована грандиозная облавная охота в которой принимали участие десятки тысяч воинов и было убиты тысячи куланов.


И тогда мудрый жырау   исполнил на домбре  перед ханом музыкальную композицию - кюй,  в которой рассказал все, не произнеся ни слова. Расплавленное олово залили в домбру.  
 

Какой-то мужик с самоваром голосовал.  
 


Существует  так же версия, что гибель Джучи на охоте была не так уж и случайна.  Якобы старший сын завоевателя  сконцентрировал в своих
руках слишком большую власть на огромной территории     и  был заподозрен  в сепаратистки настроениях.  Среди наследников Чингизхана всегда
существовала борьба за власть и  лучшее место подле трона правителя, поэтому не исключено, что кто-то из родственников
мог  желать смерти Джучи.  Имело значение также клановая политическая  конкуренция.       Мать Джучи   происходила из   племени унгират.  Сейчас  род  Конграт превратился в субэтнос в составе казахского этноса.    Известно, что  Борте перед рождением  Джучи находилась в плену у мекритов – племени населявшем тогда  территории между Байкалом и Алтаем.  Меркиты так же   сыграли определенную роль в формировании казахского этноса..  Не будучи мелочным человеком, Чингисхан не упрекал Борте в супружеской неверности, но смутные слухи о мерикитской крови в жилах    Джучи  породили немало  пересудов, превратившийся со временем в предания.  Одно из них намекает на то, что Джучи, ощущая  родственные связи  с коренным населением   Великой степи, мог на самом деле лелеять мысли о независимости от империи отца

 


Переправа через реку Каракенгир  прошла удачно,  и экспедиция направляется к  мавзолею Домбауыл.   Древние предания донесли до наших времён легенду о    великом воине и музыканте   Домбауыле,  в честь котрого и был построен этот мавзолей. Хотя существование этого исторического лица не подтверждено историческими находками, такой человек вполне могу существовать.   Похожий на юрту некрополь   построениз  плитняка на глиняном растворе.  Традиционная  конусообразная архитектура   на форме близка к квадрату.    Широкие, в некоторых местах достигающие 2 с половиной метров стены,  отлично сохранились.  Вход расположен с юго-восточной стороны, в виде овальной дуги, с пятью ведущими вверх ступенями.   Подобные    надгробные сооружения   у казахов назывались «уйтасами», «дынами». Широко распространены в Центральном Казахстане, особенно в долине реки Торгай.  Первое упоминание о мавзолее Домбауыл встречается в статье Ш.Уалиханова
«О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще».   Мавзолей Домбауыл   ориентирован  входом на восток .   В 1946-1947 годы   археологическая экспедиция Академии наук  под руководством академика А.Маргулана     обследовали мавзолей и пришла к выводу, что  он относится к доисламскому периоду  (8-9 вв.)
Изменено: Ph kz - 14.05.2016 14:36:18
 
День близится к вечеру , экспедиция располагается на ночлег. Вечером у костра конечно долгие разговоры о истории Великой степи, о тайнах легендах и конечно песни. Ну и тут кончено, Константин берет гитару:



Утром нам нужно выдвигаться в Терсаккан, где  проходит традиционный этнофестиваль "ТЕРСАККАНСКАЯ
ВЕСНА
 
Красная шапочка (и не только) - шедевральна!  :D
 
Итак мы на западе Карагандинской области, в 60 километрах от города Жезказгана, на правом берегу реки Каракунгир.  Первый этап экспедиции завершился  у некрополя Домбаул.  Согласно легенде  в  этом  погребельном  комплексе покоится  батыр-певец  Домбаул. Он    был другом и  верным спутником старшего сына Чингисхана Джучи и похоронен невдалеке от своего хана.  По преданию с ын Домбаюла  Кет-Бука написал на смерть Джучи хана   кюй «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»).  Но  известный казахстанский археолог Алькей Маргулан  считает, что  памятники такого типа возводились в Сары-Арке в VI-ІХ веках задолго до монгольского нашествия.  Экспедиция  с приключениями  форсирует реку  Каракунгир и берет курс на объект, который не может не привлечь внимание тех, кто интересуется  историей формирования  казахского этноса. Отряд  направляется к мазару  полулегендарного  Алаш-хана - первого хана всех казахов.  
Изменено: Ph kz - 19.05.2016 15:21:22
 
Дорога петляет по холмистой равнине.     Великая степь   в праздничном   весеннем наряде встречает путешественников   свежим ветром и  волнующим запахом  полыни.  Машины без устали наматывают на колеса километры пути, но конца и края Великой степи не видно.   Улытауский  
район    самый  большой в Казахстане.  По площади      он не уступает Великобритании. На территории района поместилось бы четыре Бельгии или три Голландии, но здесь постоянно проживает всего 12 с половиной тысяч человек, или 9 человек на квадратный километр. Для сравнения в Англии плотность населения составляет  267 человек на квадратный километр.   В современном мире, когда  люди страдают от скученности,  и целые страны превращаются в  сплошные агломерации, безлюдные сохранившиеся в первозданной чистоте просторы превращаются  в очень дорогую и изысканную роскошь.    ресурсы для познавательно туризма в  Улытауском районе  на самом деле велики
Изменено: Ph kz - 19.05.2016 15:19:53
 
В двух километрах от села Малшабай   расположен некрополь Алаша хана.   Это скорее   культовый  символ    единения казахского этноса,    нежели историческая личность.   Народная молва   связывает с   именем Алаша  предание  о происхождении казахских родоплеменных объединений – жузов .

 Однажды у  старого и не очень умного   хана родился пегий   сын.  Его назвали Алашем,  от тюркского слова ала-пегий.   Суеверные родственники  хана увидели в этом дурное предзнаменование  и посоветовали хану отправить  пегого сына в дальний аул.   Прошли года,  и  Алаш  стал великим   воином.  
Прослышав от подвигах сына, хан отправил к нему сотню воинов – жуз, что на тюркском означает сто.  Но сотня не вернулась. Тогда отец послал вторую сотню, и та тоже пропала. Тогда отец  послал третью сотню,  и ее постигла та же участь.  Пришедшие к Алашу сотни  (сотня –жуз)
и составили основу трех казахских жузов.  В священных горах Улытау  три сотни воинов подняли принца  Алаша  на белой кошме    и  провозгласили ханом.   Алаш ввел в своем народе-войске функциональное разграничение обязанностей. Сотня пришедшая первой  -   Старший жуз  обеспечивала тыл и занималась  снабжением всего войска.  Вторая сотня -  Средний жуз служила  личной  гвардией  хана и обеспечивала  его безопасность.  
А Младший жуз составлял боевой авангард казахского войска.  Такова легенда, а среди историков нет единого мнения по поводу  времени  и обстоятельств  образования казахских жузов.    Впервые слово  Алаш,   было  обнаружено  членом-корреспондентом АН КазССР Г.Г.
Мусабаевым на камне близ реки Или, на котором была высечена надпись:   «Алаша — Великий хан шести народов». По мнению ученого, надпись относится к догуннскому периоду — IV в. до н.э., т.е. за 2,5 тыс. лет до наших дней. Этот эпизод красочно описан поэтом Олжасом Сулейменовым в  поэме «Глиянная книга».


 
Изменено: Ph kz - 19.05.2016 15:20:38
 
Военный и хозяйственный   уклад  жизни кочевых народов   был тесно связан  с  вмещающими   ландшафтами.  Территорию  Казахстана  по  климатическим условиям можно условно разделить на три  естественно-географические  области: Западную ,   включающую Прикаспийскую низменность и водораздел между Аралом и Каспием ,  Среднюю – великие равнины от Сырдарьи до Иртыша , и восточную – горы Юго-востока Казахстана.  Сложившие в западных областях племенные объединения  относятся к  Младшему  жузу, Старший жуз занимает  Семиречье и Южный Казахстан, а  в   Восточном , Северном  и Центральном  Казахстане живут роды Среднего жуза.  В истории Казахстана жузы  играли важную
роль в регулировании  хозяйственных, политических и военных    отношений.
Изменено: Ph kz - 19.05.2016 15:22:35
 
Рядом с усыпальницей легендарного Алаша-хана ряд захоронений более позднего периода.        По одной из версий  в мавзолее покоится Урус хан, которого в некоторой степени тоже можно считать основателем казахского государства.    Во время его правления  казахские роды, которые позднее ушли в Жетысу вместе с  Жанибеом и Кереем  сплотились в  некоторую целостность.
Изменено: Ph kz - 19.05.2016 15:23:05
Страницы: 1 2 След.
Читают тему
Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21