Журнал American Journal of Physical Anthropology опубликовал материалы группы бразильских генетиков изучавших хромосомные наборы коренных народов, проживающих в Центральной и Южной Бразилии. Исследования доказали, что один из вариантов (аллелей) гена DRD4 усиливает склонность людей к риску, поиску новых впечатлений, перемещению в пространстве, импульсивности и гиперактивности. Проанализировав распределение частот аллелей DRD4 у южноамериканских индейцев, бразильские генетики обнаружили, что в племенах, ведущих охотничий образ жизни, «ген авантюризма» встречается чаще, чем у народов издавна занимавшихся сельским хозяйством. Ген DRD4 является одним из самых полиморфных (вариабельных) генов в геноме человека. Белок, кодируемый этим геном, — дофаминовый рецептор D4 — работает в клетках мозга и определяет, наряду с другими белками, чувствительность определенных групп нейронов к «веществу удовольствия» — нейромедиатору дофамину.
Аллель 7R в последние годы привлекает особое внимание исследователей. Его иногда называют «геном авантюризма», потому что, как оказалось, его носители имеют довольно четкие, статистически значимые поведенческие отличия от обладателей других вариантов гена DRD4. У носителей аллеля 7R в среднем сильнее, чем у других людей, выражено стремление к поиску новых ощущений (novelty-seeking behaviour), для них характерна повышенная импульсивность. Инстинкт расселения первобытных людей, по видимому был связан с поиском лучших охотничьих угодий. Часть молодых охотников - носителей аллеля 7R (в некоторых культурах их называли "люди длинной воли" покидали обжитые территории и уходили на поиски лучшей среды обитания. Передвигаясь вдоль русел великих сибирских рек жители Центральной Азии заселили через Берингию Северную и Южную Америки.
Необходимо помнить, что термин «ген авантюризма» (как и все подобные термины) вовсе не означает, что обладание аллелем 7R является необходимым и достаточным условием формирования такого сложного фенотипического признака, как авантюризм. Это всего лишь общепринятый генетический жаргон. Любой сложный фенотипический признак формируется в результате совместной работы множества генов и факторов среды (таких, например, как воспитание). Просто гену DRD4 так «повезло», что именно у него имеются аллельные варианты, обладатели которых статистически отличаются друг от друга по степени выраженности данного признака.
Частота встречаемости аллеля 7R в разных человеческих популяциях варьирует от 0 до 78% и может изменяться с течением времени в результате влияния на генофонд популяции природных и социальных процессов . В географическом распределении этого аллеля обнаружены крайне интересные закономерности. Чаще всего он встречается у американских индейцев, реже всего — у жителей Восточной Азии. Из европейских народов наибольшая доля носителей 7R характерна для ирландцев — народа, славящегося своей импульсивностью. Повышенный по сравнению в западной Европой процент носителей аллеля 7R отмечен у скандинавских народов - потомков великих путешественников викингов. Предполагают, что в Восточной Азии, где издавна существовали мощные централизованные государства, поведенческие признаки, характерные для носителей аллеля 7R, не давали преимуществ и были, скорее, вредны. В сообществах охотников , — наоборот, гиперактивность, импульсивность и активное поисковое поведение могли давать адаптивное преимущество.
Кроме того, имеется положительная корреляция между частотой встречаемости 7R и расстоянием от главных азиатских центров расселения до нынешнего ареала популяции. Возможно, это означает, что повышенное число «авантюристов» в племени способствовало далеким миграциям. Или в ходе далеких миграций носители 7R получали адаптивное преимущество и размножались эффективнее, чем люди с более уравновешенным нравом. Или каждый раз, когда надо было решать, поселиться здесь или идти дальше, носители 7R отправлялись в путь, а прочие оставались. Давно предполагалось, что склонность к рискованному «поиску новизны» (что характерно для носителей 7R) дает преимущество в условиях нехватки ресурсов или в сильно переменчивой среде. Именно в таких условиях существует большинство охотников. Те же самые особенности поведения могут оказаться вредными для оседлых народов, практикующих интенсивное сельское хозяйство: их источники пищевых ресурсов куда более надежны и стабильны, и поэтому «здоровый консерватизм» им в общем случае более выгоден, чем импульсивные метания в поисках чего-то новенького.
Специалисты из Калифорнийского университета в Ирвине.обнаружили, что 7R - один из аллелей (вариантов) гена DRD4, чаще встречается у людей, которые прожили более 90 лет, а также он связан с увеличением продолжительности жизни у мышей. Команда учёных, в которую вошли ведущие авторы исследования: профессор биологии в Калифорнийском университете Роберт Мойзис и психиатр доктор Нора Волков, исследователь Брукхейвенской национальной лаборатории провели научно-исследовательскую работу, результаты которой появятся на страницах научного журнала «Neuroscience». Ген, который специалисты связывают с долголетием, связан с тягой к новизне, свободомыслию и является производным от гена допаминового рецептора. «Несмотря на то, что этот вариант гена не может оказывать непосредственного влияния на продолжительность жизни, он тесно связан с долголетием. В частности, имеется в виду некоторые характеристики личности, которые, как показывают предыдущие исследования, являются важными для здорового образа жизни и долголетия», - говорит профессор Роберт Мойзис.
Предыдущие изыскания учёных уже доказали, что чем активнее человек, тем больше он имеет шансов прожить долгую жизнь. Многочисленные исследования, в том числе и текущее, подтверждают, что ведение активной жизни имеет важное значение для процесса старения, ведь это может отпугнуть развитие нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. . У людей, носителей аллели 7R, сильнее, чем у других людей, выражено желание поиска новых чувств. Кроме того, среди обладателей «гена авантюризма» чаще встречаются люди с синдромом недостатка внимания и гиперактивности, им свойственна повышенная импульсивность.
В организме людей, которые прожили более 90 лет, этот ген, который учёные связывают с долголетием, присутствует в большем количестве, чем у людей в возрасте от семи до сорока пяти лет, говорят исследователи.
Борщ без соли не вкусен, но если с солью переборщить, может получиться следующее:
Википедия Повышение миграционного инстинкта приводит к вагабондажу и дромомании Вагабондаж (лат. vagabundus - странствующий, скитающийся). Непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест. Наблюдается главным образом при психопатиях, может носить невротический характер (при неврозе навязчивых состояний). Входит так же в структуру тасикинезии (см. Ио синдром).
Тасикинезия (греч. tasis – тенденция, склонность, kinesis – движение) (Sicard J., 1923). Форма парадоксальной кинезии характеризуется состоянием повышенной двигательной активности, непрекращающимся стремлением двигаться, в частности, ходить. В отличие от акатизии отсутствуют мучительные ощущения, потребность в движениях является первичной тенденцией, определяется как непреодолимый внутренний напор (Тимков И., Киров К., 1976).
Ну охота и стремление к географическим открытиям, - это как раз традиционная ориентация человечества. И "валить" то на гены в этом вопросе, собственно, нечего. Приходиться, наоборот, удивляться смелости и энергии прадедушек, сумевших с помощью самых примитивных средств "открыть" всю Землю. Правда и "подзасрали" эту Землю их потомки, но это уже другая история
Ну вообще-то, теория имеет "слабые звенья". 20 лет назад у китайцев не было никаких таких генов. Сидели за железным занавесом, получали по чашке риса. И вдруг гены проснулись, да еще какие. Проникли во все уголки мира со своими товарми)))) Но при этом совсем не охотники. Гены генами, но нужны еще и традиции, культура и прочие условия.
Сумел увидеть столько "красот и чудес", каких, как поется в песне: внизу не встретишь, как ни тянись, даже если ты звезды хватаешь с небес.
Хрен знает на какой посудине, без всякой организации, без оружия, без денег, среди порогов, заторов, медведей, китов, касаток, семиметровой морской волны, охотских бичей и пьяных эвенков (а это не по наслышке знаю, гораздо опаснее медведей) ,в полной автономке Олег Панин прошел 2000 км по одному из самых диких, труднодоступных и красивых уголков мира. Где никакие законы почти не действуют, а не очень сентиментальные люди живут по своим суровым обычаям и понятиям.
Отчет имеет литературные изъяны, но почему-то веришь каждому слову. У спортсменов - морских каякеров (что ходят на дорогих фирменных каяках, в сопровождении морских катамранов) Шантары считаются чем-то вроде Эвереста .
Куда только Голливуд смотрит))) Форест Гамп нервно курит в сторонке!
Хотя в коментах на сайтах водников высказывались подозрения, что своеобразный стиль Олега, - это не более, чем " сценический образ" по каким-то причинам выгодный автору. Может быть гранты благотворительных организаций, может традиционный имидж "божьего человека" спасает среди совершенно отмороженного местного населения. Маршрут ведь технически очень сложный, требующий навыков морского серфинга, знаний навигации, лоции морских течений. Некоторые каякеры считают что реально крейзанутый человек, тем более на Ладоге, годной для прогулок по карельским озерам, но никак не для тысячекилометрового соло похода по бурному Охотскому морю, имел бы почти гарантированную вероятность не вернуться из такого индейского круиза
витя пишет: Я всегда думал что северные народы очень гостипреимны , аказывается там нет советской власти
лет 15 назад я в этом самом Тугуре с воспалением легких попал в больничку и как раз на Новый год. В небольшом поселке за новогоднюю ночь привезли несколько жмуриков и несколько раненных. (не в каждой горячей точке такие праздничные потери))) . И все по пьяне. Не налил. Сказал не так. Посмотрел не так. Заяв, конечно, никто не писал. Западло у местных (там больше половины отсидели). Привезли одного - дырка в башке от топора. Но ходит еще. Пришли его кенты (те что приложили топором) с пузырем просить прощения. Выпили в палате. Больной с ними тоже хватил полный стакан какой-то сивухи и сразу задрыгал ногами. Кенты накрыли его одеялом и ушли продолжать встречать Новый год. Пришел мент и написал: несчастный случай - топор отскочил во время рубки дров)))
Один эвенка ( если не изменяет память его звали Афоня) послал жену поменять соболя на пузырь. Жена поменяла, но по дороге встретилась с подружкой и они сообща с мужем подружки этот пузырь уговорили. Афоня не ожидал такого коварного вероломства. В самом святом жена предала. Муж валит жену, валит подружку, валит мужа подружки и идет к барыге за пузырем с ружьем. Ему теперь денег (или соболей) не надо. Коммунизм для него уже наступил. "Счастливый человек"
В деревне один мент. Почему-то прибалт. Ему говорят: Афоня троих убил, иди арестовывай его! А мент не хочет. Ему еще в родную Эстонию возвращаться нужно. А Афанисий белку в глаз бьет и ему теперь одним жмуром больше, одним меньше без разницы. Звонит участковый в Хабаровск: присылайте ОМОН. А керосина для вертолета нет. Через месяц ОМОН прилетел, но Афанасий уже давно запряг оленей и свалил в тайгу. Участковому сказали: ты вызывал вертолет с опергрупплой, сам и будешь за керосин платить! Когда Афанасий возвращался в поселок, мент на улицу не выходил. Скоро Афоня стал правителем поселка. Все пугали друг друга: будешь дрова воровать - Афоне скажу. Года через полтора Афанасия застрелили охранники из золотопромышленной бригады. "Счастливые люди" - хороший фильм, только, как бы это сказать, он снят в стиле "киноправды", есть такой стиль, который предполагает максимально честный взгляд авторов на действительность.
А действительность в фильме изрядно подлакирована и причесана. Своего рода "Волга-Волга" от National Geographic. Так вот в отчете Панина, я не заметил ни врак, ни понтов. (может быть, кроме активного позиционирования своей крейзанутости, реальность которой у многих вызывает некоторые сомнения).
Так он свой социопатический недуг не только не отрицает, но, наоборот, к месту и не к месту позиционирует, что даже наводит на подозрения, что делается это не без скрытого мотива.
Нас этот феномен интересует как яркая иллюстрация к теме топика: что заставляет людей оставлять теплые дома и тратить время, деньги и энергию на преодоление искусственно созданных трудностей ? Как пошутил Ar4, его воскресная поездка на зайца имеет то же происхождение, что и круиз этого паренька. И в том и другом случае человек сбегает от избытка социума в Дикую природу. Разница в концентрации. В первом случае это гомеопатический раствор социопатии. Если в борщ положить щепотку соли, он становиться вкуснее, а если бухнуть пару пачек , то это уже психическое расстройство - вагабондаж или дромомания. Продолжаем разбираться: что же нас толкает на поиск приключений? Врожденное стремление к новым впечатлениям или желание временно убежать от социума (слабая форма эскепизма).
Великий маленький бродяга Чарли Чаплин
Само по себе существование гена авантюризма (пассионарности по Гумилеву) не вызывает сомнений у современных антропологов. Мнения расходятся в оценке уровня его влияния на поведенческие стереотипы людей в современных условиях. Генетическая предрасположенность -это не окончательный приговор, это всего лишь статистическая вероятность того или иного сценария развития личности. Влияние образования. воспитания, социальных условий, просто случая, привносят в генетическое уравнение столько вводных и переменных, что аллель R7 в их ряду занимает 138-е место, где-то между салатом оливье и просмотром турецкого сериала. Покатился малыш с горки не так, стукнулся головой о парапет, и вот вам результат - R7 сработал, и стал малыш путешественником, а прошел бы мимо той горки, глядишь получился бы из него прекрасный налоговый инспектор.
Не то, что в те времена, когда люди жили в лесах и саванах полных саблезубых тигров! Естественный отбор по аллелю R7 тогда шел намного интенсивнее. В течении нескольких поколений он мог существенно изменить генетические свойства популяции людей.
Но сейчас речь не о генетике, а о современной научной и эмоциональной оценке дующего в наших головах "ветра странствий" . Врачи считают, что если этот ветер "до умеренного", то все в порядке, а если разыгрывается до штормового, то требуется неотложная медикаментозная помощь.
Лев Гумилев, Голливуд и романтическая традиция в литературе утверждают, что только самые сильные и энергичные представители рода человеческого покидали насиженные места ради зова голубых далей.
А вот биологи и историки не во всем согласны с режиссерами и поэтами.
В животном царстве ( у территориальных животных) на поиски новых мест обитания отправляются не доминантные , а социально неадаптированные особи. Романический одинокий волк - это изгнанный из стаи старый и больной волк. То есть явный социопат.
У крыс есть каста "разведчиков". Особи занимающие низкую ступень в социальной иерархии громадной крысиной стаи путем регулярного третирования со стороны доминантных особей вытесняются за границу мест обитания крысиного сообщества. Они невольно становятся "разведчиками". Если они погибают в этом приключении, то популяция не льет горьких слез по поводу их печальной судьбы, а если разведчики находят новую нишу - благоприятные кормовые угодья, то по их следам приходят доминантные особи, занимают "теплые" места, а крысиный штрафбат идет в свою вечную разведку боем на следующий участок.
По отношению к крысиной популяции, " разведчики" - это очевидные социопаты, но при этом играют важную роль в процессе расселения стаи.
Можно предположить, что когда численность дичи на охотничьем участке племени первобытных людей сокращалась и начинался голод, первыми на поиск новых угодий уходили те, кому при дележе добыче доставалось меньшая ляжка.
Великие путешественники - викинги для патриархальных скандинавских землевладельцев -ярлов были просто сбродом асоциальных элементов. Младшие сыновья земельных собственников не получали наследства, поэтому вынуждены были формировать дружины из бондов (свободных безземельных люмпен-пролетариев). Свободным, но нищим бродягам нечего было терять, вот они и отправлялись в суровые моря искать лучшей доли с топором в одной руке и веслом в другом. Большая часть из них бесславно гибла в океанских волнах и в стычках. Чтобы такая судьба не казалась ужасной , они придумали для самоутешения хорошую религию, позднее позволившую им покорить всю Европу.
Чтобы попасть в Валгаллу на пир к Одину, реальному пацану нужно было непременно погибнуть от меча или от стихии. Умереть в кровати считалось позором для мужчины, и если кого-то угораздило попасть в такое глупое положение, то родственники должны были перерезать умирающему горло. Христианская Европа не смогла устоять против дромомании возведенной в ранг религии. Правда, покорив оседлые народы, викинги ассимилировались в экономически более развитых оседлых культурах, стали христианскими рыцарями и забывали про пир у Одина. Но их беспокойный R7 какое-то время не давал европейскому рыцарству спокойно спать, посылая нищих младших сыновей благородных баронов в самые бессмысленные и сумасбродные путешествия: то отвоевывать гроб господень, то на на поиски святого Грааля.
То же самое собиратели земли Русской - первопроходцы и казаки. Асоциальные элементы - беглые крепостные, ушкуйники и разбойнички двигались во все стороны , неважно куда, лишь бы подальше от власти воевод и приказных дьяков. Первоначально слово казак пришло из тюркского языка . Так тюрки называли тех, кто ушел от власти хана в приграничные земли, промышлял охотой и набегами на соседей. Со временем этот этноним перешел и на русских, живших на границе с ордой. Но первые два века слово "казак" носило отчетливый антисоциальный смысл. Правящий класс - крупные землевладельцы ( боярами и князьями) и не задумались ни о чем таком, как собирание Земли Русской. Пока первопроходцы - "разведчики" на стругах, пешком, на оленях и собаках без карт, без GPS, на подножном корму, в постоянных стычках с местным населением, главное без государственной поддержки, четкой организации и ясной цели двигались неизвестно куда и непонятно зачем, "доминантные особи" - князья и бояре возлежали на палатях в своих теремах, попивали квас и спорили кто знатнее. Наградой за географические открытия часто служили плаха или кандалы в остроге.
Казахские ханы Джанибек и Гирей ушли из под руки хана Абулхаира в далекое Семиречье. За что их собственно и прозвали казаками. По отношению к Абулхаировской метрополии они были асоциальными элементами - казаками, ушедшими в дикие земли. Когда через сто лет потомки Джанибека и Гирея заняли лидирующее положение в Сары-Арке и отвоевали у потомков Абулхаира центральную власть , они по прежнему продолжали называться казаками, несмотря на то, что этот этномим уже утратил первоначальный смысл.
В Новом свете Дикий Запад и Аляску покоряли не богатые плантаторы с Юга, а десперадос (дословно - отчаянные головы), бродяги, искатели приключений.
Поголовно асоциальные ребята. Потом Голливуд сделал из них великолепных ковбоев. Слово "десперадос", (привет от Бандераса) так же как и слово "казак" со временем романтизировались, изменило первоначальный смысл.
Если вспомнить английские законы о бродяжничестве и браконьерстве (одно наказание - виселица), российские законы о беглых холопах и т.д. то понятно, что , начиная с эпохи раннего феодализма и до наших дней алель R7 уже не мог способствовать выживанию индивида и оставлению им потомства. Число его носителей должно сокращаться с каждым поколением, что по видимому и происходит.
Параллельно происходит то, что биологи называют ритуализацией. Поведенческий стереотип утрачивает всякую связь с породившей его жизненно важной потребностью, но остается, как форма нашего духовного возвращения к прошлому, бессознательный образ которого будоражит воображение каждого из нас .
Представляю, какой отчет будет по следам Писсаро! Или не будет? А нас тут волки бешеные атакуют! Еле отбиваемся. Пол деревни отправили в больницу уколы в живот делать. Завтра едем на зачистку
Если бы не было странных людей, а все были "нормальными", как будто штампованными на конвейере общественных стереотипов, то мир ИМХО стал бы гораздо беднее. А в спортивном плане, чтобы пройти те маршруты, что проходит Конюхов без сомнения нужна смелость, энергия и упорство . Во всех культурах и во все времена этих качества вызывали уважение.
А путешествие этого паренька - Панова поразило меня больше, чем подвиги Конюхова. Конюхов психически здоровый человек. Он получает за свой экстрим очень приличные бабки. Миллионы долларов. Это бизнес проект. Его штаб контролирует все путешествие. Ежедневно связь, поддержка из штаба.
А тут ментальный инвалид - какой у него выбор? Два варианта: спиться или застрелиться или прозябать в дурке. Но имея реальных возможностей (и со здоровьем, и с финансами, и организационных) на порядок меньше, чем, например, у любого читателя данного сайта, он сумел пройти такой маршрут , какой ни разу не проходил и, уверен, вряд ли когда-то пройдет кто-либо из нас. Маршрут реально технически очень крутой. Это заслуживает уважения. Форест Гамп отдыхает. Прекрасный сюжет для голливудской драмы.
Ph kz пишет: Апутешествие этого паренька - Пановапоразило меня больше,чем подвигиКонюхова.
Вот теперь я вас понял. Нам то что, подавай "сюжет красочный", посмаковать в кресле. А вы, как ходивший в подобных маршрутах оцениваете это с точки зрения своего опыта, ставите себя на его место. Но нормальный то туда не пойдет, в этом вся и загвоздка. Потому все реально крутые картины и впечатления от таких соло путешествий достайтся вот таким "крейзанутам" парням, которые не умеют нормально поделиться ими
Остин Пауэрс пишет: как это завтра? а где клич комсомольцам, так сказать добровольцам?
Клича нет по той причине, что Охотовед и Жека не едут. Им подчиняются егеря, и только они могут решить всякие организационные проблемы, вроде где кому ночевать и кому с каким егерем ехать. Мы с другом едем в автономке, и взять нас себя общую организацию не можем. Но Охотвед обещает организовать мероприятие в ближайшее время.
Ph kz пишет: И "валить" то на гены в этом вопросе, собственно, нечего
И я о том же. Почему меня тянет на охоту? Ну не гены же)), хотя мой отец был заядлым охотником, закончил биофак, отлично стрелял, делал чучела, может это мне передалось? Возможно, мать говорит, что я весь в отца. Но есть еще что-то другое, помимо генов... это композиция сложно обьяснимых чувств, желаний, стремлений. Как- нибудь, распишу об этом)))
Ph kz пишет: Хотя в коментах на сайтах водников высказывались подозрения, что своеобразный стиль Олега, - это не более, чем " сценический образ" по каким-то причинам выгодный автору.
Мне тоже так показалось ! Все кого он встретил на пути делились с ним едой и рыбой мне кажется в такой поход одному ходить нельзя не только из соображений безопасности ( вместе весело шагать по просторам )
Цитата
Ph kz пишет: Счастливые люди" - хороший фильм, только, как бы это сказать,