Ваш город: Не выбрано


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
RSS
20 лет спустя, Опять в Джунгарию!
 

Вот мы с Охотоведом и провели экспресс  охотобследование Тастау.  Я очень благодарен за интерснейшее путешествие. На фото мало снимал, так как главная  задача была снять не фото, а  видео для телевизионной передачи. Удалось снять маралов, кабанов, козерогов и медведя издалека.


 Места это легендарные! Долгое время, иностранцы, когда говорили "охота в Казахстане", подразумевали Джунгарию. А у меня с этими местами связаны старые воспоминания. Я побывал здесь в те времена, когда еще мог за пару часов забежать на вершину любой горы и без проблем пройти пешком 40 - 50 км с тридцатикиллограмовым  рюкзаком . Наверное, поэтому я вспоминаю те времена с ностальгией, но  в этом случае пафос, на мой взгляд,  вполне оправдан.
Впервые на горе Сандыктас я побывал в 1997 году.


Меня туда взял на разведку покойный  аутфитер Сергей Степанченко. За десять суток мы верхом напетляли  по горам около  300 км. Наблюдали визуально полторы тысячи козерогов и голов 400 архаров, десяток медведей, сотню косуль и кабанов.  Тогда этот край показался мне живой иллюстрацией  романов Фенимора Купера.     Колоритные люди  (настоящие натаниэли бампо) вели   жизнь, полную суровой романтики и приключений .  Кроме того, по словам Степанченко,  и в материальном плане жизнь искателя приключений обещала   быть гораздо веселее унылого   просиживания  штанов в агонизирующем НИИ.


По вечерам, у костра  он   ярко  рисовал нам захватывающие дух картинки  охотничьего  бизнеса  в чудных заморских странах.  Он без сомнений был талантливым рассказчиком.

- Знаешь какой оборот индустрии охотничьего туризма в США?

- Неа…

- 80 миллиардов долларов в год!  Вдумайся в цифру! Не миллионов, а миллиардов!

- Нифигсе!

- Да! Несколько наших нефтяных бюджетов!

- Ого!  А мы можем так?

-  Тот,  кто хочет, тот и сможет! Когда мужчина хочет, но не может – это уже трагедия!

- Ага! Факт!


- Мы наладим здесь охрану.  Численность животных здесь будет как в   Йеллоустоунском национальном парке!  В десять раз выше,  чем сейчас! Знаешь,  сколько копытных ежегодно добывают в Штатах?

- Нееа..

- Пять миллионов особей!

- Нифигасе!

- Это громадная индустрия! Мы работаем с мировой элитой! Знаешь,  с кем я общаюсь на конвенции в Рино?

- Неаа!

- С Бушем старшим. Тедом Тернером, Рафаэлем Шумахером, королем Испании Карлосом! Вот  наши клиенты.  

- Нифигасе!

-  Будешь работать   с бедными, сам будешь бедным!  Знаешь,  какие мне чаевые давали?

- Неаа..

- 10 тысяч долларов!

- Нифигасе!


- Но сначала ты должен поработать на свою репутацию, а потом она на тебя. Нужно быть профессионалом высочайшего класса.  Вот у  меня тут   журнал завалялся  в рюкзаке. Видишь тут статья? Знаменитый охотничьи журналист написал - Тома Иванович. Вот тут по-немецки так прямо и написано,  что я самый лучший аутфитер в мире!

- Нифигасе!

- Мы наладим охрану и численность животных вырастет в разы. Построим инфраструктуру. Создадим мобильные лагеря.  Откроем школу егерей. У нас должны быть лучшие в мире проводники. Купим технику: самолеты, вертолеты. Монетизация этого бизнеса позволяет вести его на высоком техническом уровне!  У нас все для этого есть. Огромные просторы, биоразнообразие, востребованные на международном рынке виды. Все есть! Пусть не 80 миллиардов заработаем, но хотя-бы пять заработаем и нам хватит. Тогда все, кто мне помогал,  станут миллионерами.   Хочешь быть миллионером?

- Дааа!

- Будешь! Но миллионерами просто так не становится! Сначала нужно поработать!   Нужно доказать, что ты лучший! Нужно все жилы из себя вытянуть! Нельзя жалеть себя! Если сам себя будешь жалеть, никто тебя не пожалеет!  Давайте спать уже, а то завтра подьем в четыре утра.


В четыре утра мы просыпались, забирались на ближайшие вершины,   биноклевали часа три, потом завтракали, грузили  лагерь в коржыны и переезжали километров на 20 – 25 дальше по маршруту.  Каждый день   наблюдали по 200 – 400 копытных.

Разведка дала  более чем обнадёживающие результаты.   Зверя было много, и он оказался  не очень пуганный. Конечно, погранцы пошаливали в те времена. Начальство не имело ничего против  заготовки  мяса для питания личного состава, но    устойчивые  популяции копытных легко переносили  сравнительно не большой пресс пограничного браконьерства.  


Уже к осени в самых глухих ущельях Джунгарского хребта выросли охотничьи лагеря.  Местным жителям было объявлено, что если,  кто найдет трофеи близкие к чемпионским, то ему доверят важных клиентов, которые за большие трофеи заплатят большие деньги.  Сотни местных джигитов в надежде найти супер трофей,   заседлали  горячих  коней и отправились в горы на разведку.


Некоторых из них осенью действительно взяли на работу проводниками. И некоторым из проводников    действительно заплатили.   Те же, кто не получил денег, компенсировали свои трудозатраты удовольствием от жизни на свежем воздухе и халявным  мясом. В  любом случае шарится по горам с винтовкой было веселее, чем сидеть без работы в развалившихся совхозах.   Через пару лет  местные жители убедились, что  слухи о сказочных заработках в охотничьим бизнесе преувеличены.  Многие не получили  свою скромную зарплату.  


Инуртохотничья  лихорадка пошла на спад.  Фирмы подснежники (как их называл Степанченко) весной открывались, а осенью увядали. Из ста человек приходивших в это дело, 99 бросали. Надежды на то, что правильно организованная  интурохота поднимет охотничье хозяйство на качественно иной уровень,  не оправдались. Численность животных тоже не выросла в десять раз, как ожидал Степанченко, скорее наоборот.   Через пару тройку лет всеобщей погони   за супертрофеями,  трофейный ряд пополз вниз. В 2005 году   после того, как Степанченко застрелил собственный проводник, которому он не выплатил зарплату, интурохотничий бум окончательно угас.  


Все,  наконец,  поняли, что устойчивое охотничье хозяйство – это не быстрая  сверхприбыль, а тяжкий многолетний труд, который по плечу только тем, кто беззаветно влюблен в  свою профессию. Получается это дело  только у тех,  кто готов потратить на это всю жизнь.  Охотовед или егерь должен из дня в день делать одно и тоже: охранять, подкармливать, болеть душой за каждую животинку на своем участке. Делать это ему приходится за очень даже скромную плату.    Вот к таким людям и приходит тот самый  профессионализм,  за который богатые  клиенты в конце концов начинают  платить не плохие деньги.  Однако на эти деньги, он не сможет купить себе домик в Лондоне. Эти деньги нужно снова вкладывать в хозяйство, чтобы процесс продолжался. Короче, это занятие не для олигарха, не для искателя приключений и легких денег. Это работа для хозяйственного мужика - фермера по призвания и любителя природы по духу.


В 2004 году был  принят закон об «Охране, воспроизводстве и использовании животного мира» , который дал возможность создавать частные охотничьи хозяйства. Поначалу многие бизнесмены и чиновники решили, что это что-то вроде земельной    приватизации.  Напряг свой  адмресурс, хапнул участок  – и ты  в шоколаде! Но расчет оказался неверный.  Через несколько  лет счастливые обладатели охотничий угодий    разочарованно убедились, что никаких сверхприбылей  договора охотпользования не дают.  Наоборот, требуют бесконечных вложений и кропотливой работы.  Лихие времена  Степанченко безвозвратно ушли. И захватывающие дух рассказы о сказочной рентабельности  этого бизнеса, при ближайшем рассмотрении,  оказались, мягко говоря,  не совсем корректными - пресловутые американские 80 млрд долларов зарабатываются не на продаже лицензий, а на производстве товаров, связанных с охотой и рыбалкой.


Кризис окончательно убедил случайных людей отказаться от легкомысленной  идеи стать охотпользователями. Хлопотное это оказалось дело. Но,  можно сказать, что это был оздоровительный кризис.  Остались в отрасли только реалисты, ясно понимающие, что такое охотничье хозяйство и готовые посвятить свою жизнь этому нелегкому, но нужному  труду.


Анатолий Птицин - один из пионеров инутрохоты. Гид  - экстра класса.

Изменено: Ph kz - 02.06.2017 20:00:19
 
Как всегда - доходчиво, понятно и с отличным видеорядом! Спасибо!
 
Отличный рассказ! А как на ваш взгляд  плотность зверя сейчас?  
 
Цитата
чебак написал:
Отличный рассказ! А как на ваш взгляд  плотность зверя сейчас?
Спасибо. Зверь есть. Не столько сколько 20 лет назад, но угодья живые. Все видели и теков и меведей и маралов и кабана.  
Страницы: 1
Читают тему
Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21